Учебник водителя категории В

Раздел I. устройство автомобиля

Глава 2. Двигатель

1. Общее устройство и рабочий цикл двигателя

Классификация двигателей

Двигатели, в которых тепловая энергия,1 выделяемая при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу, называют тепловыми. На большинстве современных автомобилей устанавливаются тепловые поршневые двигатели внутреннего сгорания.
По способу смесеобразования и воспламенения топлива поршневые двигатели внутреннего сгорания подразделяются на две группы:

с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием от электрической искры (карбюраторные и газовые);

с внутренним смесеобразованием и воспламенением от соприкосновения с воздухом, сильно нагретым в цилиндре путем высокого сжатия (дизельные).

Общее устройство одноцилиндрового карбюраторного двигателя.

Карбюраторный двигатель (рис. 3) имеет кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы и системы охлаждения, смазки, питания и зажигания.

Как устроен автомобиль ВАЗ, вазовские автомобили

Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня 3 во вращательное Движение коленчатого вала И. Он включает в себя цилиндр со съемной головкой 1, поршень 3 с поршневыми кольцами, поршневой палец 13, шатун 12, соединенный верхней головкой с поршнем и нижней головкой с коленчатым валом 11, маховик 7, закрепленный на заднем конце коленчатого вала, и картер.

Рис. 3. Устройство одноцилиндрового карбюраторного двигателя: 1 - головка цилиндров; 2 - свеча зажигания; 3 - поршень; 4 - водяной насос; 5 - толкатель; 6 - распределительный вал; 7 - маховик; 8 - масляный насос; 9 - поддон; 10 - распределительные шестерни; 11 - коленчатый вал; 12 - шатун; 13 - поршневой палец; 14 - впускной клапан 15 - карбюратор: 16 - выпускной клапан; 17 - коромысло; 18 - штанга

Рис. 3. Устройство одноцилиндрового карбюраторного двигателя: 1 - головка цилиндров; 2 - свеча зажигания; 3 - поршень; 4 - водяной насос; 5 - толкатель; 6 - распределительный вал; 7 - маховик; 8 - масляный насос; 9 - поддон; 10 - распределительные шестерни; 11 - коленчатый вал; 12 - шатун; 13 - поршневой палец; 14 - впускной клапан 15 - карбюратор: 16 - выпускной клапан; 17 - коромысло; 18 - штанга

Поршень 3 перемещается в цилиндре прямолинейно вниз и вверх. Коленчатый вал 11 вращается в подшипниках, расположенных в картере, отлитом как одно целое с цилиндром. Снизу двигатель закрыт поддоном 9, используемым как резервуар для масла.

Как промыть карбюратор, ультразвуковая очистка

Верхнее положение поршня (рис. 4) называется верхней мертвой точкой (ВМТ), нижнее - нижней мертвой точкой (НМТ). Расстояние S, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. Объем Vc над поршнем, находящимся в ВМТ, называется объемом камеры сгорания, а объем Vn над поршнем, находящимся в НМТ,- полным объемом цилиндра. Объем Vp, освобождаемый поршнем при его перемещении от ВМТ до НМТ, называется рабочим объемом цилиндра.

Рис.. 4. Мертвые точки и объемы цилиндра двигателя

Рис.. 4. Мертвые точки и объемы цилиндра двигателя

Где D - диаметр цилиндра; S - ход поршня.

Если диаметр цилиндра и ход поршня выразить в дециметрах, то рабочий объем цилиндра получим в кубических дециметрах или литрах.

Рабочий объем всех цилиндров многоцилиндрового двигателя называют литражом. Его подсчитывают умножением рабочего объема одного цилиндра Vp на число цилиндров двигателя.

Отношение полного объема Vn цилиндра к объему Ve камеры сгорания называется степенью сжатия.

Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается объем смеси, находящейся в цилиндре, при перемещении поршня от НМТ до ВМТ.

При перемещении поршня от одной мертвой точки до другой коленчатый вал совершает половину оборота (180°).

Газораспределительный механизм обеспечивает своевременное заполнение цилиндра горючей смесью и удаление продуктов сгорания. Этот механизм (см. рис. 3) состоит из: впускного 14 и выпускного 16 клапанов, их пружин и направляющих втулок, распределительного вала 6, толкателей 5, штанг 18, коромысел 17 и шестерен 10, приводящих вал 6 во вращение от коленчатого вала 11 Система охлаждения, имеющая радиатор, водяной насос 4 и рубашки охлаждения, служит для отвода теплоты от стенок цилиндра и головки 1, сильно нагревающихся при работе двигателя.

Система смазки, имеющая масляный насос 8 и фильтры для очистки масла, обеспечивает смазку трущихся деталей двигателя, необходимую для уменьшения трения и износа деталей, а также охлаждения трущихся поверхностей.

Система питания предназначена для приготовления горючей смеси, подачи ее в цилиндр двигателя и удаления продуктов сгорания. В карбюраторном двигателе для приготовления бензино-воздушной смеси служит карбюратор 15. Кроме карбюратора, в систему питания входят топливный бак, топливный насос, фильтры для очистки топлива и воздуха, впускной и выпускной трубопроводы, глушитель шума выпуска.

Система зажигания необходима для воспламенения бен-зино-воздушной смеси в цилиндре двигателя. Она включает источник электрической энергии, катушку зажигания, прерыватель тока низкого напряжения, провода и свечу 2 зажигания, между электродами которой происходит искровой разряд.

Как устроен внутри автомобиль

Главная страница сайта

Рубрикатор статей

На предыдущую страницу  Читать книгу сначала На следующую страницу

О компании О документах О рекламе Меню Карата