Учебник водителя категории В

Раздел I. устройство автомобиля

Глава 2. Двигатель

5. Масла и система смазки двигателя

Масляный насос, масляные фильтры

Масляный насос. В системе смазки двигателей автомобилей применяют шестеренчатые насосы. Масло при вращении шестерен засасывается в полость 1 (рис. 22, а) всасывания, заполняет впадины между зубьями и переносится во впадинах вдоль стенок корпуса в полость 2 нагнетания.

Ведущая шестерня 5 (рис. 22) стальная, закреплена на валу 6, который получает вращение от распределительного вала. Металло-керамическая ведомая шестерня 8 свободно вращается на оси 7, запрессованной в корпус насоса.

Для поддержания определенного давления в системе смазки предусматривается редукционный клапан. У двигателей ГАЗ-24Д плунжерный, редукционный клапан 3 с пружиной 4 расположен в крышке 9 масляного насоса. Он открывается при давлении 4,5 кгс/см2, сообщая полости нагнетания и всасывания.

К крышке 9 (рис. 22, в) масляного насоса двигателя УМЗ-451МИ крепится маслоприемник 10 с сетчатым фильтром 11.

Масляные фильтры. Помимо сетчатых фильтров, устанавливаемых в маслоприемниках насосов, применяют фильтры грубой и тонкой очистки масла.

Фильтр грубой очистки масла двигателя УМЗ-451 пластинчато-щелевой. Его фильтрующий элемент состоит из набора металлических фильтрующих и промежуточных пластин, собранных поочередно на одном валике. Масло, проходя через щели, очищается от грязи и смолистых образований. Размер задерживаемых фильтром частиц свыше 50- 120 мкм. Через фильтр грубой очистки проходит все масло.

Купить масло с присадками, купить супротек

Рис. 22. Масляный насос системы смазки двигателя: а - принципиальная схема; 6 - ГАЗ-24Д; а - УМЗ-451МИ

Рис. 22. Масляный насос системы смазки двигателя: а - принципиальная схема; 6 - ГАЗ-24Д; а - УМЗ-451МИ

Фильтр тонкой очистки двигателя УМЗ-451 имеет сменный фильтрующий элемент, состоящий из набора картонных дисков и фигурных прокладок. Такой фильтрующий элемент задерживает твердые частицы (продукты износа, нагар) размером свыше 5-40 мкм. Фильтрующий элемент оказывает большое сопротивление проходящему через него маслу, поэтому фильтр тонкой очистки включается параллельно масляной магистрали. Масло из фильтра стекает в поддон картера двигателя.

На двигателях ГАЗ-24Д и ГАЗ-2401 установлен полнопоточный фильтр, через который проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему.

При установке в корпус 3 (рис. 23, а) сменного картонного фильтрующего элемента 9 торцы элемента снизу и сверху уплотняются прокладками 6 из маслоупорной резины.

Центральный стержень 2 фильтра - полый, в нем просверлено пять рядов отверстий для прохода масла. В верхней части стержня установлен перепускной клапан 5 (текстолитовая пластина) с пружиной.

Чистим форсунки своими руками, как промыть форсунки дешево и качественно

 

Рис. 23. Полнопоточные масляные фильтры двигателей: а - ГАЗ-24Д и -2401; б - УМЗ-451М и -451ДМ; 1 - пробка сливного отверстия; 2 - центральный стержень; 3 - корпус фильтра: 4 и 10 - датчики указателей давления масла; 5 - перепускной клапан: 6 - уплотнительные прокладки; 7- колпачковая гайка; 8-крышка фильтра; 9 - фильтрующий элемент; 11 - обратный клапан; 12 - впускные отверстия; 13 - выпускное отверстие

Рис. 23. Полнопоточные масляные фильтры двигателей: а - ГАЗ-24Д и -2401; б - УМЗ-451М и -451ДМ; 1 - пробка сливного отверстия; 2 - центральный стержень; 3 - корпус фильтра: 4 и 10 - датчики указателей давления масла; 5 - перепускной клапан: 6 - уплотнительные прокладки; 7- колпачковая гайка; 8-крышка фильтра; 9 - фильтрующий элемент; 11 - обратный клапан; 12 - впускные отверстия; 13 - выпускное отверстие

Обычно через фильтр проходит все масло, как показано на рис. 23, а стрелками. Из фильтрующего элемента очищенное масло попадает через отверстия внутрь центрального стержня 2 и направляется в главную масляную магистраль.

При засорении фильтрующего элемента его сопротивление увеличивается, и когда перепад давлений достигает 0,7-0,9 кгс/см2, перепускной клапан 5 открывается. Масло начинает поступать через верхний ряд отверстий в центральном стержне и через клапан, минуя фильтрующий элемент.

В систему смазки двигателей УМЗ-451МИ и УМЗ-451М последовательно включен полнопоточный неразборный фильтр (рис. 23, б) с бумажным фильтрующим элементом 9. Масло поступает через впускные отверстия 12, проходит фильтрующий элемент 9 и через выпускное отверстие 13 поступает в главную масляную магистраль. При засорении фильтрующего элемента открывается перепускной клапан 5 и масло поступает в магистраль неочищенным.

Обратный клапан 11 не дает вытекать маслу из фильтра после остановки двигателя. Этим обеспечивается надежная смазка при последующем пуске.

Купить масляные фильтры дешево

Главная страница сайта

Рубрикатор статей

На предыдущую страницу  Читать книгу сначала На следующую страницу

О компании О документах О рекламе Меню Карата