Раздел I. Опыт - основа безопасного управления автомобилем
Глава 1. Когда подводит автомобиль
Уроки жизни
Отказали тормоза
Известны случаи, когда у автомобилей отказывали тормоза на
затяжных спусках, и водители находили выход из таких, казалось бы,
безвыходных критических ситуаций.
Автомобиль, двигающийся в начале спуска со скоростью 30...40 км/ч, может
на километровом участке с уклоном 6 % разогнаться с отключенной от
двигателя трансмиссией до 60...70 км/ч. Если же спуск более затяжной и
уклоны значительно больше, то скорость возрастает в несколько раз.
При отказе тормозов автомобиля на спусках действительно наступает
сложный момент. Автомобиль движется вниз, все наращивая и наращивая
скорость. Уже одно это неприятно и страшно. Ну, а если внизу стоят люди,
другие автомобили или разобран мост через маленькую реку, а объезд этого
моста сделан так, что и на малой-то скорости трудно съехать по откосу
земляного полотна и проехать рядом с мостом вброд, то отказ тормозов в
данных условиях почти всегда приводит к трагедии.
Есть методы, позволяющие избежать таких ситуаций или хотя бы снизить
тяжесть последствий? Да, есть!
Если это случилось на горной дороге, надо попросить пассажиров пересесть
на одну сторону автомобиля или автобуса, а другой его стороной плавно
притереться к горным уступам, стараясь не опрокинуть автомобиль. Если
местность не горная, а сильно пересеченная, то следует любыми путями (по
обочине, по откосу кювета, по левой стороне дороги или обочины) достичь
следующего подъема и, когда скорость снизится почти до нуля, поставить
автомобиль поперек дороги, чтобы он не откатился назад, включив при этом
заднюю или переднюю передачу. Не забудьте, что существует стояночный
тормоз. При этом следует поставить с двух сторон автомобиля знак
аварийной остановки.
При прямолинейном спуске сразу же начинайте переключать передачи и с
самой высокой постепенно (если скорость большая) переходите на самую
низшую. Когда скорость невелика, следует после первой передачи
попытаться с выжатым сцеплением включить заднюю. При такой остановке
сцепление следует отпускать очень плавно во избежание его поломки.
Нередко после остановки в этой ситуации водители в качестве "тормозного
башмака" подкладывают под колеса доски, кирпичи, камни, причем стараются
выбрать предмет побольше. Отремонтировав автомобиль, они благополучно
уезжают, не убрав за собой эти предметы, которые являются источником
опасности для других водителей. Особенно это страшно в темное время
суток, когда серый камень на серой дороге остается почти невидим до
последнего момента. Обойти его даже водителю-асу бывает нелегко. Чаще же
такие "встречи" заканчиваются аварией. Поэтому законом для хорошего
водителя должно быть: "Отремонтировал - убери за собой!". Иными словами,
чистота дороги - залог безопасности движения, особенно на спусках и
подъемах.
Если нет помех, а видимость хорошая, то общее правило спуска без
применения колесных тормозов следующее: включить такую же передачу, на
которой вы поднимались бы по этому спуску. Однако будьте очень
внимательны. Если вы включите более низкую, чем необходимо, передачу,
может произойти поломка шестерен коробки передач. Исчезнет последняя
возможность притормаживания.
Как сообщить другим водителям, что у вашего автомобиля отказали тормоза?
Необходимо периодически нажимать на кнопку звукового сигнала и включать
и выключать дальний свет в фарах или высунуть руку в окно и махать ею
вверх- вниз.
Когда впереди движется попутный автомобиль, желательно грузовой или
автобус без людей, следует догнать его и плавно наехать на него сзади,
подав при этом водителю сигнал об его остановке.
Многое зависит и от откосов дороги. Если они сравнительно пологие, то
необходимо для выезда автомобиля за пределы дороги найти такое место, на
котором после спуска с обочины начинался бы подъем по траве, скальному
грунту и т.п. Это даст возможность остановить автомобиль.
Купить очистители для
ультразвуковой очистки мазутных форсунок
Если вы, двигаясь на спуске, вдруг услышали прерывистый звук
автомобильного сигнала, увидели руку, высунутую из окна впереди идущего
автомобиля, надо помочь товарищу в беде. Сразу следует обогнать
аварийный автомобиль, пристроиться перед ним и постараться подобрать
скорости так, чтобы они были одинаковые. В этом случае удар будет
незначительным и не нанесет вреда ни вашему автомобилю, ни тому, у кого
отказали тормоза.
Когда тормоза отказали у автомобиля, идущего следом за вашим, то
действуйте, как указано выше. Но не окажите себе медвежью услугу. Если
до конца спуска осталось немного, а дальше дорога полностью свободна и
других автомобилей, кроме вашего, нет, то не спешите подставлять себя
под удар. Лучше уступите ему дорогу, съехав на обочину. Он сам
остановится через несколько десятков метров.
Естественно, необходимо наблюдать за водителем, просящим о помощи. Если
он благополучно остановится на горизонтальном участке, то следует
подъехать и разделить с ним радость счастливого исхода. Если же ситуация
окончилась не очень благополучно, нужно помочь попавшему в беду.
Хуже, когда автомобиль, подающий сигнал, несется вам навстречу. Почти во
всех случаях остается только проводить его глазами. Но иногда на горных
дорогах, когда скорость аварийного автомобиля еще невелика, ему можно
устроить ловушку. Поставив свой автомобиль углом к оси дороги, вы ловите
его между собой и горой. Гора не страдает, а автомобиль можно
отремонтировать.