Наука управления автомобилем

Как научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиля

Раздел II. Каким должен быть водитель

Глава 4. Водитель - оператор сложной системы

Манипуляторы водителя, ножные педали

Для управления автомобиль оборудуют соответствующими рычагами и педалями. Они подразделяются на две группы: ножные (педаль управления подачей топлива, педали тормоза и сцепления) и ручные (рулевое колесо, рычаги стояночного тормоза и коробки передач).

 Педаль управления подачей топлива расположена под правой ногой и с ее помощью управляют частотой вращения коленчатого вала и мощностью двигателя. Это очень чувствительный орган управления, он требует от водителя хороших навыков, что не сразу удается начинающим. Педаль тормоза также расположена под правой ногой. Степень (усилие) нажатия на эту педаль соответствует и степени торможения. При обучении очень важно научиться правильно переносить ногу с педали управления подачей топлива на педаль тормоза, не смотря при этом на них.

Педаль сцепления служит для включения и выключения сцепления, т.е. для разъединения трансмиссии и двигателя. Важно научиться определять момент контакта ("схватывания") ведущего и ведомого дисков сцепления, что приходит не сразу. Надо прислушиваться к шуму работающего двигателя в момент включения сцепления и чутко регулировать подачу топлива так, чтобы двигатель не останавливался.

Способы тормажения и разгона автомобиля

Самое главное научиться одинаково хорошо владеть всеми педалями как по отдельности, так и одновременно.

Бывает так, что одни водители вырабатывают в себе "моностереотип" - привычку часто пользоваться педалью тормоза. Чуть только "забрезжило" что-то опасное, они сразу тормозят, хотя может быть было бы проще сделать небольшой маневр рулевым колесом или просто уменьшить подачу топлива. Но срабатывает "моностереотип", а в результате опасность может только усугубиться. Сколько из-за этого случается дорожно-транспортных происшествий!

Купить жидкий силикон для смазки беговых дорожек

"Моностереотип" встречается и по отношению к другим педалям. Начался дождь, скорость 60 км/ч. На мокром асфальтобетонном покрытии небольшой "вилек" в сторону и автомобиль чуть-чуть рыскнул к обочине, тут бы сбросить "газ" - и делу конец. Так нет же, водитель решил клин вышибить клином и начал резко крутить рулевое колесо в другую сторону. Автомобиль стало так раскачивать поперек дороги, что он скоро оказался в кювете. Так, из небольшой погрешности в управлении автомобилем с помощью "моностереотипа" получается большая неприятность.

Разнообразие приемов, которыми владеет водитель, увеличивает его "запас безопасности". Причем это разнообразие не безгранично. Достаточно владеть необходимым минимумом приемов (3...4 приема торможения, 2...3 руления, 2...3 разгона) и можно чувствовать себя спокойным. Тогда вы будете не только теоретически знать, что нужно делать на дороге в случае опасности, но и уметь выйти из опасной ситуации.

Многие водители излишне часто пользуются педалью управления подачей топлива, не понимая того, что осложняют свою работу, не говоря уже о дополнительном износе узлов всего автомобиля. Как только коленчатый вал двигателя при помощи стартера сделает несколько оборотов, большая часть водителей нервно и с каким-то ожесточением принимается нажимать на педаль управления подачей 'оплива. И хотя такая привычка вроде бы не имеет отношения к безопасному движению, на самом деле она приводит к большому числу мелких дорожно-транспортных происшествий. Автомобиль, управляемый нервным водителем, подобно морской волне то подкатьгвается к впереди идущим автомобилям, то неожиданно замедляет движение, заставляя сзади идущие автомобили резко тормозить.

Так как же нужно управлять педалью подачей топлива? Ответ на этот вопрос может быть только один - плавно. Лишь при таком условии автомобиль не будет дергаться, т.е. увеличение или снижение скорости будет плавным, а дорожно-транспортных происшествий не бывает там, где или вообще нет изменения скорости движения, или, если оно есть, то очень и очень плавное. Исключение составляют те моменты, когда нужно срочно уйти из аварийной ситуации (скорее убрать автомобиль с пересечения или встроиться в ряд, заканчивая обгон).

Что касается педалей тормоза и сцепления, то манипулирование ими достаточно подробно рассматривается в разд. "Скользкая дорога". Здесь же необходимо сказать, что нельзя согласиться с авторами некоторых книг по безопасности движения, которые не рекомендуют держать левую ногу на педали сцепления во избежание якобы интенсивного износа элементов привода сцепления и в особенности рычагов и подшипника муфты выключения сцепления.

Современные условия движения требуют от водителя минимального времени на выключение сцепления. Поэтому левую ногу следует держать либо рядом с педалью сцепления, либо на весу над педалью сцепления. Нажимать на педаль не надо, но в любой момент, если это понадобится, левая нога должна быть рядом.

А при движении ночью по недостаточно освещенным дорогам левая нога, находящаяся "в боевой готовности" у педали сцепления, легко манипулирует кнопкой ножного переключателя света, чтобы можно было мгновенно изменить условия освещенности перед автомобилем.

Шпильки за рулем педали под каблуком удобная обувь для девушки водителя

Читать сначала

На предыдущую страницу  На главную страницу На следующую страницу