Раздел II. Каким должен быть водитель
Глава 5. Условия труда водителя
Микроклимат кабины водителя
Микроклимат кабины - это температура воздуха в кабине,
его влажность и давление.
Температура воздуха в кабине зависит в основном от температуры наружного
воздуха и от тепла, выделяемого двигателем. Еще один фактор, оказывающий
влияние на температуру в кабине, это окраска автомобиля. Если кузов,
панели, обивка, органы управления окрашены в светлые тона, то при
стоянке автомобиля на Солнце эти элементы нагреваются меньше, чем такие
же элементы, окрашенные в темный цвет. При движении, однако, эта разница
уменьшается. Слегка затемненные стекла кабины задерживают до 40...60 %
лучей, проходящих через прозрачное стекло.
При температуре в кабине автомобиля выше 25 "С водитель
быстрее утомляется, снижается его внимание и увеличивается время его
реакции. При дальнейшем повышении температуры (до 35 °С) умственная
деятельность его ухудшается, еще больше увеличивается время реакции,
появляются ошибки.
Пониженная температура воздуха также отрицательно влияет на работу
водителя, на быстроту и точность движений, отсюда - больше ошибок.
По данным большинства авторов, температура воздуха в кабине автомобилей
должна быть в пределах: зимой 15...25 "С, летом 18...27 'С.
Купить жидкий
силикон для изготовления форм
Воздух - друг или враг? Воздух в кабине автомобиля может
содержать пары топлива и вредные примеси отработавших газов, среди
которых наиболее опасна окись углерода (СО) или угарный газ. Окись
углерода в составе отработавших газов попадает через щели в кабину
автомобиля. В воздухе кабины изношенного автомобиля концентрация окиси
углерода значительно повышается, особенно зимой, когда окна кабины
закрыты. При пробеге автомобилей более 100 тыс. км поршневая группа
двигателя значительно изнашивается. В результате этого отработавшие газы
попадают в картер двигателя и через маслоналивную горловину проникают в
подкапотное пространство, а оттуда - в кабину.
Содержание в воздухе кабины водителя отработавших газов связано со
скоростью движения автомобиля, чем выше скорость, тем меньше
концентрация отработавших газов, что объясняется повышением
воздухообмена в кабине автомобиля и быстрым встречным потоком воздуха
отработавших газов при выходе их из глушителя.
Оптимальное содержание отработавших газов - не более 10 мг/мэ.
Наибольшее же количество вредных примесей, в том числе и СО, образуется
при работе двигателя на холостом ходу. В этом случае концентрация СО в
кабине автомобиля увеличивается в несколько раз.
Как же нащупать "отраву"? Степень и признаки отравления человека
чрезвычайно разнообразны. Они зависят от концентрации СО в воздухе и
продолжительности воздействия ее на организм. Обычно отравление
развивается относительно медленно. При легкой степени отравления вначале
возникают общая слабость, головная боль, потемнение в глазах, понижение
слуха, при физической нагрузке - головокружение. В дальнейшем
развивается состояние возбуждения, напоминающее алкогольное опьянение. В
тяжелых случаях наблюдаются резкая мышечная слабость, ослабление
сознания, сонливость, тошнота и рвота.