Раздел II. Каким должен быть водитель
Глава 5. Условия труда водителя
Пособники утомления
Специалисты дорожного движения США считают, что одной и
основных причин дорожно-транспортных происшествий на автомагистралях
является парагипнотическое состояние, в которое впадают водители
автомобилей. Это состояние так называемой искусственной сонливости до
сих пор еще мало исследовано. Однако, как показали наблюдения, дорожный
парагипноз полностью отвечает классическому понятию гипнотического сна.
Если водитель долго находится в дороге и скорость движения длительное
время постоянна, например 100 км/ч, то равномерное чередование столбов,
световых сигналов, разметки на дороге вызывает состояние сонливого
оцепенения, напоминающего гипнотический сон.
Ряд исследований показал, что в таком состоянии водитель может
преодолеть участок магистрали протяженностью до 20 км. И хотя он в это
время все же автоматически контролирует управление автомобилем и
реагирует на внешние раздражители, у него сильно снижается скорость
реакции. В этой незаметно подкрадывающейся сонливости и заключается
главная опасность дорожного парагипноза.
Современные автострады и удобные автомобили с автоматическим управлением
и бесшумным двигателем представляют новую серьезную опасность в этом
отношении. За последние годы управление автомобилем стало проще,
дорожные условия улучшились. Теперь после 6-7 ч работы водитель
субъективно не чувствует такого утомления, как раньше, хотя объективно
психофизиологические функции под влиянием утомления изменяются.

Не думайте, что если вы пересели на автомобиль "Жигули"
и устаете меньше, чем на старом "Москвиче", то можете за 20 ч проскочить
из Симферополя в Москву вполне безопасно. Это просто самообман и никакой
самоконтроль (так же, как и контроль со стороны других) в данном случае
не поможет. Результат может быть очень печальным.
Опасность усугубляется еще и тем, что современные автострады предъявляют
очень небольшие требования к вниманию водителя. При монотонном движении
с укачивающими колебаниями кузова на водителя гипнотически действуют
также блеск дороги и блеск капота автомобиля, который все время
находится в поле зрения водителя и является постоянным раздражителем.
Водитель, управляющий автомобилем и днем, и ночью на дороге, где нет
остановок, закруглений дорог, рекламных плакатов, нет ничего, что могло
бы обратить на себя внимание, начинает дремать. В подобном состоянии он
теряет ощущение скорости, звука, дистанции и не может оценить
приближение опасности. Утомленные глаза и мозг воспринимают два
изображения (впереди идущие попутные и встречные автомобили), как одно.
Крайнее утомление часто по еще недостаточно понятным причинам ведет к
повышению скорости движения и
вследствие этого к созданию аварийных ситуаций.
Купить химию для
мойки катера от водорослей, очищаем днище и борта от налета и отложений
Специалисты отмечают, что число дорожно-транспортных
происшествий из-за парагипноза составляет 1...2 % всех ДТП, причем это
наиболее тяжелые происшествия. Чаще всего заторможенное состояние и
связанные с ним последствия возникают на прямых участках дорог. Этот
факт позволяет отчасти разобраться в таком парадоксальном явлении, что
на ровные участки с хорошей видимостью приходится максимум тяжелых
несчастных случаев в отличие от более легких несчастных случаев на
поворотах и перекрестках.
Заторможенное состояние водителя при управлении автомобилем может
наступить из-за нервного истощения и усталости при очень продолжительном
движении (особенно на маршрутах дальнего следования свыше 400 км и при
работе свыше 8 ч), в результате утомительной работы, предшествовавшей
ездке (например, после погрузки тяжелых грузов водителем грузового
автомобиля), из-за недостаточного сна перед поездкой. Возникновению
заторможенного состояния способствует чаще всего комбинация нескольких
отрицательных факторов, таких, как психическое напряжение, конфликтная
нервирующая обстановка, а также монотонность и однообразие движения.
