Наука управления автомобилем

Как научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиля

Раздел II. Каким должен быть водитель

Глава 5. Условия труда водителя

Борьба с утомляемостью

Ученые и конструкторы многих стран работают над тем, как помочь водителю в подобной ситуации и уменьшить утомляемость. Проблема эта не нова. В частности, на железнодорожном транспорте ею занимаются уже давно и там разработан целый ряд так называемых устройств контроля бдительности машиниста. Сейчас подобные устройства созданы и для водителей автомобилей. Так, в Японии сконструирован сигнальный прибор, который, обнаружив, что у водителя притупилась реакция, издает громкий звуковой сигнал.

Принцип действия прибора основан на том, что частота поворотов рулевого колеса (подруливания) изменяется почти прямо пропорционально изменению скорости движения и что у бодрого и у уставшего водителя эта частота различна. Так, в городских условиях при скорости 50 км/ч внимательный водитель изменяет положение рулевого колеса 30...45 раз в 1 мин, а уставший только 15...25 раз.

Ремонт тормазов замена тормозных дисков нужно ли прокачивать тормоза

Электронный прибор состоит из двух схем формирования импульсов (для колеса автомобиля и рулевого колеса), а также из счетного и сигнального устройств. В первой схеме электрический импульс образуется в тот момент, когда магнит, укрепленный на колесе автомобиля, проходит мимо неподвижной катушки. Во второй схеме он получается аналогичным образом даже при незначительном повороте рулевого колеса. Импульсы от этой схемы попадают в счетное устройство, где их число сравнивается. Если в течение определенного периода вращения рулевого колеса автомобиля будет зарегистрировано заданное нормальное число отклонений рулевого колеса, то отсчет в счетной системе вновь начинается с нуля. Если же из-за утомления или сонливости водителя число отклонений рулевого колеса окажется меньше положенного, то после достижения какого-либо предельного значения непрерывно регистрируемых импульсов (например, после 50 оборотов колеса автомобиля) включается предупреждающий звуковой сигнал.

На принципе снижения мышечного тонуса построен еще один прибор контроля бдительности, названный указателем сонливости. Одна из французских фирм предложила монтировать на рулевом колесе датчик, состоящий из двух токопроводящих полос, одна из которых соединяется с массой, другая - с аккумуляторной батареей (через соответствующую электронную систему и замок зажигания). Электронная система, заключенная в небольшую коробку, находится на панели приборов. Когда водитель держит рулевое колесо нормально, между токопроводящими пластинками течет очень слабый ток (благодаря контакту рук с пластинами). В этом случае прибор не подает сигнала тревоги. При появлении у водителя сонливости контакт рук с рулевым колесом и токопроводящими пластинками ослабляется. При этом уменьшается ток, проходящий через прибор. В результате срабатывает сигнал тревоги.

Последовательно могут быть включены два сигнала. Первый - световой. На корпусе прибора справа вспыхивает красный свет. Если водитель на этот сигнал не реагирует, то автоматически включается зуммер. Одновременно выключается зажигание, и автомобиль останавливается, если водитель не приходит в состояние, необходимое для управления. Возможен вариант, когда действие сигнала зуммера и выключение системы зажигания будут сопровождаться дополнительно громким звуковым сигналом, предупреждающим других водителей. Если нормальный контакт рук водителя с токопроводящими пластинами на рулевом колесе восстанавливается, система сигнализации отключается, а двигатель пускается благодаря инерции движения автомобиля без каких-либо затруднений.

Как очистить днище и борта от налета и водорослей, купить химию с доставкой

Ученые и конструкторы работают сейчас над созданием более совершенных и надежных устройств контроля состояния водителя. Так, в настоящее время появилось устройство, использующее явление резкого снижения электрического потенциала, снимаемого с различных участков тела водителя. Отличительной особенностью этого устройства является то, что оно не только сигнализирует об опасном утомлении водителя, как это было в двух предыдущих случаях, но и, воздействуя на биологические активные зоны человека, повышает его работоспособность.

Выше шла речь о приборах контроля за состоянием водителя, а сейчас мы расскажем о некоторых устройствах, которые разработаны конструкторами с тем, чтобы облегчить водителю контроль за техническим состоянием автомобиля.

Ремонт передней подвески менять ли шаровые

Читать сначала

На предыдущую страницу  На главную страницу На следующую страницу