Раздел II. Каким должен быть водитель
Глава 7. Повышение квалификации водителей
Уровень мастерства
Смысл высокой квалификации водителя
Что понимать под мастерством управления
автомобилем? Кого из водителей считать мастером? Прежде всего такого,
подготовленность которого позволяет ему уверенно и безошибочно с
минимальной затратой сил управлять автомобилем и при необходимости
максимально использовать его технические возможности. Также такого,
который обеспечивает удобство пассажиров. Мастером считается также тот
водитель, кто умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку,
предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные
дорожно-транспортные ситуации, а при невозможности избежать, максимально
разрядить их.
Для того чтобы стать мастером, необходимо знать все качества своей
личности и овладеть знаниями, умением, навыками по управлению
автомобилем.
Многие дорожно-транспортные происшествия случаются от того, что водитель
не успевает на большой скорости верно и полностью оценить сложную
обстановку на дороге. Или, даже успев оценить не может за короткое время
затормозить, направить автомобиль в сторону от препятствия, т.е.
объехать его безопасно, пе имея опыта поведения в таких ситуациях.
Так, городской водитель, съехав с благоустроенной автомобильной дороги
на проселочную, с непривычки не может удержаться на повороте скользкой
грунтовой дороги с крутым поперечным уклоном и может угодить в кювет,
хотя впереди не будет никаких помех. Наоборот, сельский водитель,
приезжая в город, теряется перед обилием автомобилей, пешеходов,
дорожных знаков и светофоров.
И оба они, попав на узкую горную дорогу, встретятся с непривычными для
себя условиями, с неизвестной им опасностью обратных сопряженных кривых,
серпантином,
затяжными подъемами, крутыми спусками, неровностями и узкими участками
дорог и т.д.
Можно утверждать, что безопасное управление автомобилем зависит главным
образом от тренировки и опыта водителя, и основная .причина
дорожно-транспортных происшествий - это элемент неожиданности, попадание
в непривычную дорожную ситуацию, из которой водитель не умеет выбраться.
Мы удивляемся, как искусно проходят сложную трассу водители
автомобильных гонок. Но не забывайте, что любой гонщик предварительно
изучает все особенности маршрута и совершает пробные заезды, а во время
дальних ралли рядом с ним садится штурман с особой путевой картой
(легендой).
Основа безопасной езды - в особой тренировке, предварительном изучении
возможных аварийных ситуаций и условий выхода из них. Можно иметь
отличные автомобили и дороги, но это не компенсирует неумения людей.
Впервые попав на автостраду, неопытный водитель разовьет большую
скорость, начнет обгонять других, не подозревая о том, что при этом его
подстерегают новые, неизведанные опасности быстрой езды. Это и уширение
"динамического коридора", и опасные аэродинамические эффекты при выезде
из леса или въезде на мост, и явление гидропланирования шин на мокрой
дороге и многое другое.
Так, на автомобильной дороге Солнца в Италии иногда происходят
неожиданные аварии, связанные, например, со световыми и шумовыми
"ударами" цри частом чередовании тоннелей и виадуков.
При этом резкая смена внешних признаков дорожных условий ведет к
ослеплению, оглушению водителя автомобиля и т.д.
Конечно, ровность и плавность дороги очень важны, как и надежность
автомобиля, но умение водителя - еще важнее. Это подтверждают статистика
дорожно-транспортных происшествий, опыт безаварийной работы лучших
водителей и результаты авторалли, гонок и кроссов.
Например, при испытаниях автомобилей в пустыне или горах, на снежных
зимниках и в других сложных дорожно-климатических условиях именно
мастерство водителей-испытателей побеждает все дорожные трудности и
препятствия.
Но рост мастерства водителя - это лишь первая ступень курса безопасной
езды. Даже став асом, надо еще научиться взаимопониманию с другими
водителями при движении в общем потоке. А это еще труднее и важнее.
Нужно уточнить и само понятие мастерства вождения не столько в смысле
тактики, сколько в смысле его высшей стратегии. Важно от Механического
управления автомобилем перейти к более сложному -к мышлению и тонкому
расчету.
Например, при движении по улицам города между перекрестками не так важны
быстрое торможение автомобиля перед красным сигналом светофора или
эффективные переключения передач и подгазовки при разгоне, как умение
заранее предвидеть смену сигналов и подойти к перекрестку на зеленый
сигнал без лишних торможений.
Не в долгосрочном ли прогнозировании (на сотни метров вперед и десятки
секунд по времени) секрет безаварийной работы опытных водителей,
например, водителей автобусов и тяжелых автопоездов? Наблюдая за их
работой, видишь, как мало делают они резких торможений, разгонов и
вообще мелких лишних движений. А вот для водителей автомобилей-такси и
грузовых автомобилей небольшой грузоподъемности характерен неровный
стиль езды с частыми маневрами рулевым управлением и "дерганьем" по
ходу.
Это вообще-то свойственно больше неопытным молодым водителям.
Полагаясь на быстроту своей реакции (конечно, и на ловкость рук и ног) и
малый тормозной путь легкового автомобиля, иные водители, чрезмерно
разгоняясь на коротких перегонах, вынуждены постоянно "кланяться"
очередному светофору. Ведь циклы смены сигналов в "зеленой волне" на
главных улицах рассчитаны не на отдельных водителей-лихачей, а на
среднюю скорость потока, равную 50...60 км/ч. И вот, удачно проскочив
один-два перекрестка, водитель-лихач затем попадает в противофазу волны
сигналов и, резко тормозя на желтый, стоит перед красным сигналом
светофора.
Очистка днища
водного транспорта как отмыть днище от наростов
Один из самых удивительных парадоксов движения, часто приводимый в
популярных журналах, заключается в том, что при экспериментальном
сравнении двух стилей езды - нервно быстрого и умеренно спокойного
лидирующий водитель-ас выигрывает у отставшего в среднем всего 3...S %
времени, но зато дорогой ценой своего перенапряжения, перерасхода
топлива, большого износа автомобиля и большого риска.
В этом сравнении кроется и важный социальный смысл. Ведь именно
неравномерность уличного движения порождает общий уличный стресс, вечную
нервную спешку, символизирующую темпы XX в. А неровный, неупорядоченный
стиль движения ведет к заторам, шуму, загазованности и
дорожно-транспортным происшествиям. Он как бы тянет за собой шлейф
негативных последствий автомобиля, которые особенно сказываются в
социальном плане для всего общества.
Для решения проблемы безопасности движения характерны интерес к
человеку-участнику движения, пристальное внимание к психологии людей и
даже к высшей философии движения, влияние его стиля на весь образ жизни.
Говорят, что по автомобилю судят о его владельце, и что весь характер
человека раскрывается в стиле его езды, особенно при обгонах на
автомобильной дороге.