Наука управления автомобилем

Как научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиля

Раздел II. Каким должен быть водитель

Глава 7. Повышение квалификации водителей

Уровень мастерства

Элементы знаков качества водителя

Первый элемент знака качества позволяет на интуитивном уровне ощущать все элементы автомобиля на любых режимах движения и предварительно предугадывать возможное изменение качества любого узла или детали. Это высший ранг качества первого элемента. Это желательно для каждого водителя. Этим качеством обладают испытатели, хорошие гонщики и большие любители автомобильной техники.

Первый элемент системы качества водителя сложен и требует длительной тренировки, чтобы не только видеть, но и распознавать опасные и неопасные траектории и режимы движения. Все чувства включены в систему оповещения водителя. Одни в бодрствующем, другие в режиме "тлеющего разряда" и только зрение работает всегда.

Второй элемент - аппарат водителя по выбору только необходимой информации для безопасного и комфортного движения автомобилей. Смотреть - это не значит видеть. Поэтому этот аппарат в результате обучения водителя и особенно на основе собственного опыта водителя должен обеспечивать выбор либо положительной, либо отрицательной информации. Часто обучают только тому, что плохо и опасно на дороге. Это вызывает постоянные сверхнапряжения у водителя. Он быстро утомляется. Желательно искать на дороге и много положительной информации, которая показывает, что есть множество, ситуаций, никогда не приводящих к ДТП. Этому учиться труднее, чем на опасных примерах, в которых все почти ясно. А вот обучить вас безопасным ситуациям более трудоемкое занятие и для педагогов, и для обучаемых. Это происходит из-за недостаточного уровня транспортного интеллекта у участников движения. Например, при движении в зоне "Школа" водителя "стращают", что он должен двигаться со скоростью 1 км/ч. А надо учить тому, что и в зоне школы движение может быть полностью безопасным. Но для этого надо знать несколько безопасных ситуаций, которые никогда не приведут к ДТП.

Второй элемент - своего рода аппарат интуитивных ощущений и оценки уровня опасности и уровня безопасности системы дорожного движения. Это аппарат определения уровня уверенности, тревожности, неуверенности. Даже когда внезапно прекращает работать первый элемент, например ослепление, то при заранее выбранной правильной информации можно безопасно проехать определенный участок пути. В данном случае этот аппарат напоминает навигационную систему в автопилоте, который не позволяет отклоняться от "предельных значений" безопасности движения.

Как промыть форсунки автомобиле не снимая их с двигателя

Третий элемент - аппарат подготовки решения водителем на основе полученной и выбранной (в элементе 2) информации и дорожном движении. Этот аппарат водителя предназначен для выбора из набора заготовленных ранее безопасных ситуаций (слайды) наиболее безопасных или безопасных, но требующих наименьших затрат своих ресурсов и ресурсов автомобиля на такой метод управления.

Принимая уже ориентированную информацию (для элемента 2), водитель классифицирует ситуации по признаку уровня активной и пассивной безопасности комплекса автомобиль-дорога-водитель.

Четвертый элемент - аппарат принятия решения. Выбрать из нескольких ситуаций самую безопасную еще не значит принять окончательное решение осуществить ее на практике. Некоторые водители после выбора медлят, а в это время ситуация меняется и надо вновь выбирать самую безопасную. И так может повторяться до того момента, когда все безопасные ситуации кончатся и останутся только опасные, из которых какую не выбирай...

Поэтому данный аппарат должен иметь в своем арсенале две команды: "Да", "Нет". И не должен иметь антикоманду "Или". Часто водители из-за недостаточного уровня обучения используют "или" и попадают в неприятные не только для них ситуации. Есть нерешительные водители, тактика которых: "проскочу на желтый", "или не буду", "или проскочу", "или не буду"... А уже зажегся красный и "нерешительного" водителя ("гадалку") сшибают другие автомобили в центре перекрестка. Такие "или" опасны для всех и для себя в гололед, в дождь и в любой зоне дороги - на перекрестке, спуске, подъеме, в зоне остановок.

Принимать решения нужно всегда однозначно ("Да", "Нет") и изменять его можно только в исключительных случаях (внезапная поломка автомобиля и подобное), но опять без "или", что означает "на авось". Такие водители - "авоськи" некоторое время проскакивают "на авось". Но бывает, что на перекрестке встречаются два водителя -"авоськи". Финал, как правило, плачевный.

Четвертый элемент своего рода "шлагбаум" для пропуска безопасных решений и запрещения реализации опасных решений.

Пятый элемент - аппарат исполнения принятого решения, через все "силовые элементы" организма человека - мышцы ног, рук, спины и др. Для выполнения принятого решения иногда надо повернуть рулевое колесо, но в данный момент, например, появляется боль в руках и, естественно, необходимого качества маневра не получится. Поэтому нужно выбирать другой маневр, который по силам человеку в данный момент. Даже если водителем принято решение двигаться без изменения режима, то все равно, руки должны держать рулевое колесо с определенным усилием, а на педаль управления подачей топлива должна нажимать стопа ноги и удерживаться в определенном положении. Бывает, что только один из пяти элементов "Знака качества" водителя является "узким местом" для безопасности движения. Это прежде всего должен знать и оценивать сам водитель.

Как удалить наросты с днища, бортов лодки, с днища яхты

Пятый элемент знака качества автору пришлось наблюдать у водителей, у которых не было рук и ног и они не совершали ДТП.

Например, один такой водитель управлял автомобилем ГАЗ-20 .Победа". У него были ампутированы руки выше локтевого сустава, но на рулевом колесе были установлены специальные стаканы, в которые водитель вставлял "культяпки" и с необходимой скоростью вращал рулевое колесо. Рычаги управления сцепления и коробки переключения передач были сделаны специальные. Рычаг управления подачей топлива был установлен на рулевой колонке и был кольцевым. "Тормозная педаль" в виде спинки стула была за спиной водителя и, упираясь в рулевое колесо, он нажимал спиной на "педаль" тормоза. Управлял автомобилем этот водитель виртуозно. Ни одного ДТП, а автомобиль для него был единственным средством передвижения. Особенно я восхищался, когда он загонял автомобиль в гараж. А некоторые на вид здоровые люди и с руками, и с ногами иногда не могут вращать рулевое колесо с необходимой для безопасного движения скоростью.

Поэтому автор этих строк специально тренировал каждую ногу и каждую руку, чтобы они были взаимно заменяемы при управлении автомобилем во многих встречающихся на практике ситуациях.

Каждый из представленных элементов необходимо обучать и тренировать. Каждый элемент должен быть высокого качества по отдельности и не менее качествен при объединении в одно целое.

Все эти элементы работают на необходимом для безопасности движения уровне синхронизации как по внутреннему критерию (возможности самого водителя), так и по внешнему (уровень опасности ДТС).

Что делать с бкнзиновыми форсунками, мыть или менять

Читать сначала

На предыдущую страницу  На главную страницу На следующую страницу