Наука управления автомобилем

Как научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиля

Раздел II. Каким должен быть водитель

Глава 7. Повышение квалификации водителей

Уровень мастерства

Разворот, прохождение поворотов и преодоление неровностей

Три следующих элемента технического мастерства (разворот, прохождение поворотов и преодоление неровностей) складываются из согласованных действий водителя при управлении органами управления автомобиля.  Для осуществления поворота, разворота или преодоления неровностей водитель прежде всего должен подготовиться к их выполнению. Подготовка к этим и вообще любым маневрам заключается в том, что водитель должен оценить условия, в которых они будут выполняться.

На основе оценки информации водитель подготавливает решение о возможных действиях и выбирает, на его взгляд, наиболее рациональные для сложившихся условий. Затем он приступает к реализации принятого решения. Прежде всего решение реализуется в динамики и направлении движения автомобиля. Водитель задает безопасную скорость прохождения поворота (осуществление разворота, преодоления неровностей) и оптимальную траекторию движения. Причем безопасная скорость для каждого конкретного водителя и конкретных условий будет своя. Безопасная скорость для опытного водителя может оказаться опасной для новичка.

При выполнении поворотов, разворотов и преодолении неровностей важна скорость подхода к элементу, которую определяет скорость движения и скорость выхода из него. Например, можно подойти к Т-образному перекрестку на скорости 90 км/ч, а вот удастся ли после поворота остаться на дороге - проблематично. Следовательно, оценивая информацию, принимая и реализуя решение, водитель задает прежде всего безопасную скорость подхода к повороту (развороту, препятствию). Скорость задается при помощи дросселирования или торможения. Одновременно с этим водитель намечает траекторию движения автомобиля и при помощи рулевого управления занимает оптимальное при создавшихся условиях положение на проезжей части дороги.

Следующий этап прохождения поворота (разворота, неровностей) - вход в него. Он всегда осуществляется как новое изменение режима движения или траектории движения автомобиля относительно подхода. При правильном выполнении поворота или разворота - это начало поворота рулевого колеса и уменьшение или увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя. При преодолении неровностей - увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя, а при необходимости - изменение траектории движения.

Как очистить и проверить форсунки на отечественных машинах

Далее при прохождении поворотов (разворотов) идет фаза движения автомобиля по дуге. Здесь "водитель, согласуя скорость поворота рулевого колеса со скоростью движения автомобиля и учитывая при этом состояние проезжей части, выдерживает заданную траекторию движения. В этот момент на автомобиль действует центробежная сила, которая старается "выбросить" его с дороги. В том случае, когда скорость становится выше определенного предела, соответствующего радиусу кривизны поворота, скользкости дороги, типу автомобиля и т.п., эта центробежная сила превышает силы, удерживающие автомобиль на дороге, и тогда удерживать его становится очень сложно, а порой уже и невозможно. Автомобиль теряет управляемость и по дуге большого радиуса съезжает с полотна дороги. А иногда малейшая неровность на дороге или незначительное превышение вот этого предела скорости приводит и к потере устойчивости, т. е. к опрокидыванию автомобиля.

Как удалить наросты и ракушки с бортов ниже ватерлинии, с днища яхты, гидроцикла, бортов стеклопластикового катера

При движении по неровностям дороги возникают силы вертикального перемещения, которые в сочетании с другими силами могут "переставлять" автомобиль в пределах ширины дороги. Особенно это опасно на узких дорогах при встречных разъездах, когда зазор безопасности между встречными автомобилями бывает мал, и такая "перестановка" одного из автомобилей может привести к дорожно-транспортным происшествиям. При движении в подобных условиях требуются хорошие навыки владения и рулевым колесом, и педалью управления подачей топлива, и рычагом коробки передач.

Завершающая фаза при прохождении поворотов, разворотов и неровностей - выход из них. Выход - это всегда новые условия и режим движения автомобиля. Оценивая новую обстановку, водитель избирает новую тактику движения; увеличивает или уменьшает скорость, выбирает безопасную дистанцию и интервалы между автомобилями.

Мы рассказали об основных технических приемах безопасного управления автомобилем. Мастерство водителя состоит, безусловно, из большого набора элементов, в том числе "чувства" блокировки и пробуксовки колес, начала заноса и управляемого заноса, габаритов транспортных средств и т.п. В последующем для конкретных ситуаций некоторые комплексы технических приемов будут конкретизированы.

Как чистить форсунки промывка фильтров замена бензонасоса

Читать сначала

На предыдущую страницу  На главную страницу На следующую страницу