Раздел II. Каким должен быть водитель
Глава 7. Повышение квалификации водителей
Уровень мастерства
Разворот, прохождение поворотов и преодоление
неровностей
Три следующих элемента технического мастерства (разворот, прохождение
поворотов и преодоление неровностей) складываются из согласованных
действий водителя при управлении органами управления автомобиля. Для
осуществления поворота, разворота или преодоления неровностей водитель
прежде всего должен подготовиться к их выполнению. Подготовка к этим и
вообще любым маневрам заключается в том, что водитель должен оценить
условия, в которых они будут выполняться.
На основе оценки информации водитель подготавливает решение о возможных
действиях и выбирает, на его взгляд, наиболее рациональные для
сложившихся условий. Затем он приступает к реализации принятого решения.
Прежде всего решение реализуется в динамики и направлении движения
автомобиля. Водитель задает безопасную скорость прохождения поворота
(осуществление разворота, преодоления неровностей) и оптимальную
траекторию движения. Причем безопасная скорость для каждого конкретного
водителя и конкретных условий будет своя. Безопасная скорость для
опытного водителя может оказаться опасной для новичка.
При выполнении поворотов, разворотов и преодолении неровностей важна
скорость подхода к элементу, которую определяет скорость движения и
скорость выхода из него. Например, можно подойти к Т-образному
перекрестку на скорости 90 км/ч, а вот удастся ли после поворота
остаться на дороге - проблематично. Следовательно, оценивая информацию,
принимая и реализуя решение, водитель задает прежде всего безопасную
скорость подхода к повороту (развороту, препятствию). Скорость задается
при помощи дросселирования или торможения. Одновременно с этим водитель
намечает траекторию движения автомобиля и при помощи рулевого управления
занимает оптимальное при создавшихся условиях положение на проезжей
части дороги.
Следующий этап прохождения поворота (разворота, неровностей) - вход в
него. Он всегда осуществляется как новое изменение режима движения или
траектории движения автомобиля относительно подхода. При правильном
выполнении поворота или разворота - это начало поворота рулевого колеса
и уменьшение или увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя.
При преодолении неровностей - увеличение частоты вращения коленчатого
вала двигателя, а при необходимости - изменение траектории движения.

Далее при прохождении поворотов (разворотов) идет фаза движения
автомобиля по дуге. Здесь "водитель, согласуя скорость поворота рулевого
колеса со скоростью движения автомобиля и учитывая при этом состояние
проезжей части, выдерживает заданную траекторию движения. В этот момент
на автомобиль действует центробежная сила, которая старается "выбросить"
его с дороги. В том случае, когда скорость становится выше определенного
предела, соответствующего радиусу кривизны поворота, скользкости дороги,
типу автомобиля и т.п., эта центробежная сила превышает силы,
удерживающие автомобиль на дороге, и тогда удерживать его становится
очень сложно, а порой уже и невозможно. Автомобиль теряет управляемость
и по дуге большого радиуса съезжает с полотна дороги. А иногда малейшая
неровность на дороге или незначительное превышение вот этого предела
скорости приводит и к потере устойчивости, т. е. к опрокидыванию
автомобиля.
Как удалить наросты
и ракушки с бортов ниже ватерлинии, с днища яхты, гидроцикла, бортов
стеклопластикового катера
При движении по неровностям дороги возникают силы вертикального
перемещения, которые в сочетании с другими силами могут "переставлять"
автомобиль в пределах ширины дороги. Особенно это опасно на узких
дорогах при встречных разъездах, когда зазор безопасности между
встречными автомобилями бывает мал, и такая "перестановка" одного из
автомобилей может привести к дорожно-транспортным происшествиям. При
движении в подобных условиях требуются хорошие навыки владения и рулевым
колесом, и педалью управления подачей топлива, и рычагом коробки
передач.
Завершающая фаза при прохождении поворотов, разворотов и неровностей -
выход из них. Выход - это всегда новые условия и режим движения
автомобиля. Оценивая новую обстановку, водитель избирает новую тактику
движения; увеличивает или уменьшает скорость, выбирает безопасную
дистанцию и интервалы между автомобилями.
Мы рассказали об основных технических приемах безопасного управления
автомобилем. Мастерство водителя состоит, безусловно, из большого набора
элементов, в том числе "чувства" блокировки и пробуксовки колес, начала
заноса и управляемого заноса, габаритов транспортных средств и т.п. В
последующем для конкретных ситуаций некоторые комплексы технических
приемов будут конкретизированы.
