Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем
Глава 8. Теория безопасного управления автомобилем
Качество действий водителя
Когда соблюдать особую осторожность?
Самый привычный ответ -всегда. Но это значит, вы все
время должны быть в стрессовом (напряженном) состоянии. Время реакции
при этом порядка 0,4...0,6 с. А это делает человека в лучшем случае
неврастеником. И все равно водитель не может выбрать такую скорость, при
которой он всегда со 100 %-ной гарантией мог бы остановиться, не
совершив наезда.
Можно сказать, что нет такой скорости. Такая скорость есть для системы
водитель - дорожные условия, когда на дороге нет ни одной помехи. Что
касается дорожно-транспортных ситуаций, когда пользователи дорог
внезапно нарушают дорожный кодекс, то здесь система автомобиль - дорога
выходит из-под контроля водителя, не подчиняется ему.
Ведь если легковой автомобиль движется со скоростью 20 км/ч, его
тормозной путь составит на дороге с асфальтобетонным покрытием (т.е. в
самых благоприятных дорожных условиях) 2,7 м, а остановочный путь 8.2 м.
А молодой мужчина дистанцию в 2 м пробежит в среднем за
0,44 с, т. е. появится перед автомобилем на расстоянии 2,44 м. Как же
здесь избежать наезда? Может быть посоветовать ехать водителю со
скоростью 10 км/ч? Но в этом случае остановочный путь составит 3,28 м, и
все равно наезд неизбежен.
Правда, есть мнение, что повышение внимания до предела позволит
сократить среднее время реакции с 0,8 до 0,21 с. Но и вообще, и в
частности пользоваться в экспертной и судебной практике временем реакции
неправильно, так как через это время нельзя выразить влияние всех
многочисленных окружающих факторов. Мы знаем конец времени реакции, но
не знаем его начала. Нужно учитывать комплексную оценку - соотношение
скорости нарастания внезапного препятствия вплоть до критической
ситуации, после наступления которой водитель должен приготовиться к
действиям в послекритической обстановке.
Как очистить
форсунки автомобиля, промыть инжектор, снимаем форсунки с двигателя
Любая подготовка может только помочь снизить число
дорожно-транспортных происшествий, а не гарантировать от них полностью.
Ведь тренировка даже в условиях, приближенных к реальным (например,
проезд мимо стоящего автобуса, впереди которого внезапно появляется
пешеход), не может учесть многих факторов - сложности и интенсивности
изменения траектории движения помехи, индивидуальных особенностей
водителя, динамики ответной реакции и дальнейшего протекания процесса и
сопутствующих факторов.
Термин "время реакции" должен остаться только для "внутреннего
употребления" водителями и учеными, но он так же, как и "особая
осторожность", должен быть исключен при оценке вины водителя. А вот
понятие особой ответственности за управление автомобилем при конфликтах
с другими водителями и пешеходами должно приобрести в вашем сознании тот
высокий смысл, который поможет вам, не насилуя себя особой
осторожностью, выбирать режимы управления автомобилем так, чтобы
предусмотреть возможные последствия разрядки конфликтных ситуаций.
Хотелось бы предупредить вас, что в зависимости от того, в каких
условиях вы едете, время реакции (продолжительность срабатывания системы
отдачи приказа) будет таково:
Свободные условия
движения......................................................1...3 с
Сложные условия:
Гололед....................................................................................0,35...0,45
с
Ослепление................................................................................4...8с
Занос........................................................................................0,3...0,4
с
Внезапное появление
пешехода..............................................0,б...0,8 с
"Вилек"
соседа..........................................................................0,8...1,0
с
Критическая ситуация................................ подготовьтесь к
послекритической
Послекритическая ситуация............................ либо шок, либо
1,5...2,0 с