Наука управления автомобилем

Как научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиля

Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем

Глава 8. Теория безопасного управления автомобилем

Произвольное внимание

 В работе водителя оно является основным и характеризуется тем, что водитель на основании анализа дорожной обстановки и опыта работы настраивает психофизиологический механизм своего пространственного восприятия на определенный вид и варианты раздражителей, реакция на которые заведомо уже известна и при реализации не требует значительных физических и эмоциональных усилий.

Непроизвольное внимание может способствовать или мешать переходу внимания в произвольное. Так, если непроизвольно воспринятые объекты (не имеющие прямого отношения к управлению автомобилем) имеют интенсивность раздражения большую, чем объекты дорожной обстановки, водитель отвлекается. При этом ухудшаются условия восприятия важных для него объектов - дороги, дорожных знаков, автомобилей, пешеходов и др.

Замена фосрунок на СТО, отбраковка и ремонт форсунок, промывка, тестирование

Произвольное внимание как элемент сознательной организации процесса восприятия в зависимости от характера деятельности, объектов внимания и особенностей личности водителя, может быть оценено посредством объема и напряженности внимания.

Объем внимания определяется числом объектов, которые могут быть одновременно охвачены вниманием (восприняты).

Напряженность внимания как мобилизация активности человека, в свою очередь, характеризуется концентрацией, устойчивостью и распределением. Опытный водитель никогда не будет одновременно охватывать шесть-восемь объектов, или три-четыре знака. Он объединяет все объекты таким образом, чтобы точек сосредоточения его восприятия было бы не более четырех.

Концентрация (интенсивность) внимания - это степень его напряженности при восприятии объекта, и чем больше концентрация внимания, тем полнее и отчетливее восприятие объекта.

Грамотный надежный водитель концентрирует свое внимание не всегда одинаково: на перекрестке он ищет шесть-восемь точек опасности (конфликтных) при обычном движении, на прямой и хорошей дороге - одну-две точки.

Под устойчивостью внимания понимают способность длительно поддерживать состояние внимания на выполнении одной задачи и на предметах, имеющих непосредственное отношение к этой задаче. Отсутствие устойчивого внимания резко сказывается на качестве выполняемой работы, а его продолжительность зависит от квалификации водителя. Высокой устойчивости внимания водителей требует управление автомобилем в условиях интенсивного транспортного потока и сложных дорожных условий, при неблагоприятных атмосферных и климатических состояниях окружающей среды, т.е. в тех случаях, когда значительно возрастают воспринимаемые водителем нагрузки, которые, как указывалось ранее, могут привести к утомлению. При этом степень изменения устойчивости внимания определяется интенсивностью и длительностью воздействия указанных нагрузок.

Изменение устойчивости внимания водителя может выражаться в легкой отвлекаемости, рассеянности (вследствие слабости произвольного внимания), в полной неустойчивости внимания или, наоборот, в чрезмерной его интенсивности, когда человек сосредоточен на одном объекте и не способен замечать ничего другого. Последний тип возможного изменения степени внимания может возникнуть вследствие эмоциональных сдвигов, вызванных страхом, глубокими переживаниями и др.

Бойтесь таких состояний и учитесь быть собранным, но не напряженным.

Как промыть инжектор, снимаем форсунки с двигателя, тестируем, моем ультразвуком в моющем растворе

Распределение внимания представляет собой способность человека к восприятию нескольких различных действий одновременно. Квалификация водителя тем выше, чем экономичнее работают его воспринимающие, анализирующие, решающие и исполнительные органы. Эта экономия создает запас внимания на непредвиденный случай. Любое из выполненных водителем действий по управлению автомобилем, как указывалось выше, возможно только при условии получения системой анализаторов определенного объема информации о состоянии объектов дорожной обстановки и дорожно-транспортной ситуации.

Ввиду многообразия таких объектов и форм их взаимодействия для восприятия всего потока информации водителю необходимо выбрать наиболее рациональную тактику наблюдения для каждого из анализаторов (глаз, ушей и др.) сообразно характеристикам водителя и задачам обеспечения условий безопасности движения.

Замена форсунок, во что это выливается

Читать сначала

На предыдущую страницу  На главную страницу На следующую страницу