Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем
Глава 8. Теория безопасного управления автомобилем
Возможные искажения информации
Динамические нагрузки и галлюцинации восприятия
При управлении автомобилем водитель воспринимает: динамические нагрузки,
характеризуемые мышечной работой и числом операций по управлению
автомобилем, которые он должен выполнять для поддержания безопасного
режима движения; статические нагрузки, определяющиеся в основном
неправильной рабочей позой водителя из-за несоответствия сиденья его
размерам и т.п.; нагрузку внимания, определяющуюся однотипностью
раздражителей и однообразием впечатлений при Движении на ровных, длинных
участках дорог, монотонностью движения, управлением в темное время
суток, в туман и т.д.; перенапряжение органов чувств из-за сложности
восприятия и интенсивности фона и воспринимаемых раздражителей,
неблагоприятных факторов окружающей среды (высокой температуры,
влажности, недостатка кислорода в кабине, вибрации и др.) и из-за
продолжительной работы и неправильной организации отдыха.
Последнее перенапряжение может вызываться нервным истощением при очень
продолжительном движении (более 400 км и более 8 ч); недостаточным
отдыхом (остаточное утомление); обильным приемом пищи и приливом крови к
органам пищеварения; комбинацией отрицательных психических факторов
(ссора, гнетущее состояние, неприятный разговор и др.); сонным
опьянением - выполнением ряда действий после сна и т.д. Это приводит к
возникновению сильных (ярких) и длительных галлюцинаций.
В практике управления автомобилем они встречаются
довольно часто и, как показали исследования, из каждых 100 водителей у
троих имелись случаи галлюцинаций.
Часто такими галлюцинациями у водителя бывают изображения людей, машин,
деревьев и других предметов, которые он начинает объезжать, создавая тем
самым опасную дорожную ситуацию.
Так, например, водитель междугородного автобуса доказывает, что съезд
автобуса с проезжей части дороги был вызван необходимостью срочного
объезда автомобиля, выезжающего на дорогу в поперечном направлении.
Водитель упорствует в своих показаниях, хотя техническая экспертиза
доказывает отсутствие какого-либо обустроенного съезда с дороги и
наличия каких-либо следов на обочине и откосе дороги. Судебно-
медицинская экспертиза говорит, что в данном случае наблюдалось явление
галлюцинации.
Промывка форсунок
в ультразвуке, купить калибровочные спецрастворы для диагностики
форсунок, тестируем на
производительность на стенде
Самое сложное для водителя - это управление автомобилем
в темное время суток уже после работы днем. Галлюцинации в этом случае
проявляются более четко. Происходит это чаще всего в местах, где
освещенность малая и водителю приходится сильно напрягать зрение, чтобы
увидеть и рассмотреть в свете фар за очень маленький промежуток времени
возможные препятствия. Такое перенапряжение иногда приводит к тому, что
водитель "видит" метнувшегося пешехода, стоящий на обочине автомобиль и
многое другое, т.е. видит то, что он "проигрывает" в своем сознании, те
объекты, которые он ждет как первопричину дорожно-транспортного
происшествия.
Поэтому водители должны воспитывать у себя привычку так просматривать
дорожные условия и дорожные ситуации, чтобы исключить возможность
появления галлюцинаций. Можно рекомендовать прекратить движение
автомобиля и расположиться на отдых при малейшем проявлении
неуверенности в правильном восприятии дорожных условий. Другим способом
снижения опасности движения является снижение скорости, но его нельзя
рекомендовать в качестве радикальной меры, так как уменьшение скорости
значительно снизит настороженность, что, в свою очередь, при длительном
монотонном движении также может явиться источником галлюцинации.
Чтобы таких явлений не было, можно также кратковременно увеличить
скорость, пить различные безалкогольные сладкие напитки, сосать леденцы,
потому что повышение сахара в крови значительно уменьшает чувство
утомления, вялости и апатии. Хорошо помогает и жвачка. Но лучше всего -
как следует выспаться.
К особо опасным сочетаниям следует отнести взаимодействие утомляемости
человека и его психической неуравновешенности, так как каждая
галлюцинация будет вызывать дополнительное прогрессирующее утомление,
аритмию сердечной деятельности.
В тот момент, когда у водителя возникает галлюцинаторный образ опасного
объекта, или после возникновения безопасной галлюцинации, когда он
замечает несоответствие восприятия окружающей обстановке - возможно
состояние испуга. Это состояние в зависимости от психики человека может
привести у одних к потере самообладания на несколько минут или на долю
секунды, а у других - к мобилизации организма и противодействиям
галлюцинации.