Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем
Глава 9. Свободные условия движения
Зависит ли от скорости время передвижения
Скорость - основа основ движения автомобиля
Основа безаварийной работы водителя заключается в -
точном определении того безопасного диапазона скоростей движения,
которого требуют конкретные дорожные условия и транспортные ситуации. К
сожалению, очень небольшое число водителей выбирает оптимальную
скорость. Подтверждением этих слов служит статистика, показывающая, что
первое место среди причин дорожно-транспортных происшествий, возникающих
из-за "человеческого фактора", занимает непонимание или недооценка
опасности при движении на данной скорости.
Исследования, проведенные в США, показали, что большое число
дорожно-транспортных происшествий происходит при скорости около 70 км/ч
и ниже. С ростом скорости число дорожно-транспортны* происшествий
уменьшается, достигая минимума при 105 км/ч, после чего вновь
увеличивается. Это показывает, что высокие скорости движения являются
более безопасными при управлении автомобилем, чем низкие или чрезмерно
высокие.
Если же скорость автомобиля не соответствует условиям движения,
возникают предпосылки к дорожно-транспортным происшествиям. Так,
например, далеко не все водители знают, что длина тормозного пути
увеличивается прямо пропорционально квадрату скорости. Автомобиль,
двигающийся со скоростью 50 км/ч, после начала торможения пройдет до
полной остановки путь около 15 м, а при скорости 100 км/ч его тормозной
путь составит уже 60 м, т.е. при увеличении скорости в 2 раза тормозной
путь увеличится в 4 раза. В этой связи представляет интерес рис. 58. Для
определения тормозного пути для легкового автомобиля можно пользоваться
данными рис. 59. Если водитель не учитывает этого обстоятельства, он
легко может превысить допустимую безопасную скорость движения
автомобиля.
На участках дорог, где нет ограничений скорости, водитель должен в
выборе ее ориентироваться на соответствующую статью Правил дорожного
движения, которая требует учитывать конкретную дорожную обстановку:
дорожные условия, видимость, обзорность и др. Но дорожную обстановку
можно оценивать по-разному в зависимости от опыта, склада характера и от
знания своих психофизиологических возможностей.
Правильно спроектированные современные автомагистрали и
мощные автомобили позволяют водителям развивать весьма высокую скорость
150 км/ч и выше. Однако далеко не все могут при этом управлять
автомобилем достаточно безопасно. В последнее время во многих странах
начинают ограничивать скорость движения даже в самых благоприятных
условиях. Например, когда на некоторых автострадах Франции общей
протяженностью 7500 км были введены пробные ограничения скорости до 110
км/ч, то уже в следующем месяце число дорожно-транспортных происшествий,
закончившихся смертельным исходом, сократилось на 20, а через месяц еще
на 12 %. Дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом на
дорогах, где не были введены ограничения, возросли в тот же период на 22
%. В Англии благодаря введению ограничения скорости до 112 км/ч число
дорожно-транспортных происшествий на дорогах уменьшилось на 37 %.
Рис. 58. График пути торможения в виде
улитки: 1 - расстояния, которые проходит автомобиль за время реакции
водителя; 2 - дистанция безопасности между автомобилем
Рис. 59. Диаграмма определения тормозного пути легкового автомобиля от
скорости движения и состояния покрытия
Только около 50 % водителей умеют, не глядя на
спидометр, приблизительно правильно определять скорость движения
управляемого ими автомобиля, не говоря уже об определении скоростей
движения обгоняемого и встречного автомобилей. Причины превышения
скорости бывают различными. Имеются случаи злостного хулиганства
(лихачества, алкогольного опьянения); непонимания дорожных ситуаций и
др.
Скорость совершенно по-разному воспринимается из малолитражного
автомобиля и автомобиля большего литража. Ощущение скорости примерно
будет одинаковым на "Запорожце" при скорости 60 км/ч и на ГАЭ-13 "Чайка"
при скорости 120 км/ч. Это объясняется различным расстоянием от глаз
водителя до полотна дороги, а также расположением проемов окон. Кроме
того, на точность определения фактической скорости влияют вибрация и
шумоизоляция.
Опасность скорости зависит от конкретных дорожных условий. На свободной
дороге скорость определяется' с недобором, на сложной дороге и в сложных
ситуациях водитель неосознанно преувеличивает значение скорости, чтобы
иметь запас времени и расстояния для уверенного маневрирования. На узких
улицах скорость определяется с некоторым запасом. Так, при скорости 40
км/ч водителю кажется, что он движется со скоростью 60- 80 км/ч. Когда
же у водителя нет ориентиров и он сидит глубоко на сиденье, субъективная
скорость всегда меньше фактической. С другой стороны, очень опасна
адаптация к скорости. Водители, двигающиеся по загородным дорогам с
высокой скоростью, как правило, въезжают на узкие улицы пригородов, не
снижая скорости движения.
Интересен факт определения скорости в зоне пешеходных переходов. Если
пешеходы находятся только с одной стороны дороги и не имеется помех от
других автомобилей, то скорость определяется, как потенциально опасная,
но не снижается в зоне пешеходного перехода, хотя вы наготове и нога
касается педали тормоза. Нужно выработать устойчивую привычку, чтобы при
движении автомобиля правая нога занимала одно из двух положений: либо на
педали управления подачей топлива, либо на педали тормоза. При
необходимости вы сможете сделать маневр в плане, не прибегая к
торможению. Если же пешеходы с двух сторон, то стеснение дорожной
ситуации, а значит, и опасность вдвое выше. Следовательно, скорость
должна быть вдвое меньше.
Как я промывал
форсунки, где я достал качественные жидкости для ультразвуковой очистки,
купил оказывается концентраты
Скорость движения не влияет на вас, если вы защищены от
встречного потока воздуха и не связаны с управлением автомобилем, т.е.
находитесь в нем пассивно. Но если вы при этой скорости выполняете
какую-нибудь работу (например, по маневрированию), в процессе которой
должны воспринимать и реагировать на воспринятое, скорость может
оказывать на вас отрицательное влияние. Так, например, любая скорость
автомобиля на хорошей дороге не влияет на пассажира, но при этом с ее
увеличением усложняется работа водителя, так как повышаются требования к
его психической деятельности.