Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем
Глава 9. Свободные условия движения
Что такое безопасная дистанция
Около 40 % дорожно-транспортных происшествий происходят
из-за того, что водители неправильно выбирают дистанцию при движении в
потоке. Естественно, когда расстояние до движущегося впереди автомобиля
незначительно, любое изменение обстановки может привести к тому, что
водитель не успеет среагировать. С увеличением интенсивности движения
просчеты водителя в выборе дистанции становятся все более опасными.
Казалось бы, все тут просто: согласно Правилам дорожного движения
безопасной следует считать такую дистанцию, которая позволила бы
избежать столкновений, если транспортное средство впереди снизит
скорость или остановится перед препятствием, перекрестком и т.д. Но при
слишком большой дистанции вас будут постоянно обгонять и она каждый раз
будет сокращаться, что создаст дополнительные трудности. Где же
оптимальный вариант?
В Комментариях к Правилам дорожного движения сказано: "Следуя за
каким-либо транспортным средством-, во избежание столкновения с ним,
водитель должен учитывать все особенности этого транспортного средства,
а также состояние проезжей части и выбирать такую дистанцию, чтобы в
случае внезапного торможения впереди идущего транспортного средства была
возможность своевременно остановиться, не рассчитывая на объезд". Там же
дана рекомендация: для ориентировочных расчетов можно принимать, что
безопасная дистанция между движущимися в потоке с одинаковой скоростью
транспортными средствами численно равна половине их скорости Умению
водителя соотносить скорость и- дистанцию уделяется в литературе много
внимания. Большой практический интерес, на наш взгляд, представляет
методика развития у водителя глазомера, предложенная авторами статьи
"Безопасная дистанция" в журнале "За рулем" № 12 за 1977 г. На ветровое
стекло автомобиля наклеивается прозрачная пластинка с нанесенной на нее
"хитрой" сеткой. Контур впереди идущего автомобиля совмещается с
определенными рисками, и водитель видит, какая дистанция отделяет его от
лидера. Остается взглянуть на спидометр и оценить безопасность
дистанции.
При выборе безопасной дистанции следует помнить о том,
как сильно влияют на тормозной путь скорость движения, состояние
дорожного покрытия, тип и состояние протекторов шин, тип тормозов, масса
автомобиля. Влияние массы покажем на примере. Так, при скорости 50 км/ч
автомобиля массой 1800 кг (масса автомобиля ГАЗ-24 "Волга") его
тормозной путь составляет 15 м, автомобиля массой 2700 кг - 22 м.
Выбор дистанции, как и скорости, безопасной в данной обстановке является
сложным поведенческим актом водителя и отражает его профессиональный
опыт: прошлые решения и оценки обстановки, ошибки, пережитые опасные
ситуации в сложных условиях движения.
Безопасная дистанция в условиях города не является раз и навсегда
заданной. Представим себе поток автомобилей, движущихся в крайнем левом
ряду по перегону оживленной магистрали в часы пик. Дистанция между
автомобилями несколько метров (в пределах десяти). Было бы грубой
ошибкой сохранять такую же дистанцию при приближении к нерегулируемому
перекрестку, пешеходному переходу: ее нужно заблаговременно увеличить.
Главное, на что нужно обращать внимание молодых водителей, -это выбор
дистанции в зависимости от вероятности резкого торможения лидера
(впереди идущего автомобиля). Чем выше такая вероятность, тем раньше
надо начинать увеличение дистанции. Это первый важный момент. Второй -
это синхронность действий водителей лидирующего и следующего за ним
автомобиля при выполнении торможения, например, у светофора.
Рассмотрим такую ситуацию.
Пусть водители однотипных автомобилей, одновременно заметив смену
сигнала светофора на запрещающий движение, одновременно и с одинаковой
интенсивностью начали торможение. Какова в этом случае безопасная
дистанция, т.е. дистанция, позволяющая предотвратить попутное
столкновение? Ответ очевиден: эта дистанция может быть ничтожно малой.
Как очистить
сажевый автофильтр
Возьмем другой пример. Пусть водитель автомобиля,
следующего за лидером, не заметил смены сигнала светофора и начал
торможение лишь тогда, когда увидел горящие стоп-сигналы лидера. Какова
в этом случае безопасная дистанция? При скорости, например, 60 км/ч она
должна быть около 17 м.
Почему же столь различны дистанции в этих случаях, хотя и та, и другая
дистанции позволяют избежать столкновения? Потому что действия обоих
водителей в первом случае были одновременны и однотипны, во втором -
имело место значительное запаздывание в действиях водителя автомобиля,
следовавшего за лидером. Причина подавляющего большинства попутных
столкновений (кроме случаев, когда водители проявляли явную
невнимательность) заключается в недостаточном умении водителей "мыслить
за лидера" и принимать согласованные с ним решения.
Кроме того, причиной столкновения часто является либо пренебрежение
различием тормозных характеристик транспортных средств, либо неумение их
учесть. К примеру, перед перекрестком легковой автомобиль резко
затормозил при появлении желтого сигнала - применил экстренное
торможение. Но тяжелому автобусу не хватило того десятка метров, которые
отделяли его от легкового автомобиля перед сменой сигналов светофора.