Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем
Глава 10. Управление автомобилем в сложных условиях
Движение ночью
Ослепление водителя
Явление ослепления связано с особенностями человеческого
зрения. Глаз человека представляет собой весьма чувствительный орган. Он
может хорошо видеть, когда человек находится на залитой солнечным светом
снежной равнине (освещенность 100000 лк) и летней ночью в степи,
освещаемой только звездами (освещенность 0,0001 лк), т.е. яркости,
воспринимаемые глазом, различаются в миллиард раз.
Но у глаз есть большой недостаток, они очень медленно приспосабливаются
к изменению яркости. Адаптации зрачка, т.е. сужение и расширение его,
которые происходят непроизвольно, протекает за продолжительное время,
порядка десятков секунд. При внезапном переходе со света в темноту, или
наоборот, водитель практически ничего не видит. Эта слепота может
продолжаться около 30 с. Вот почему ослепление так опасно. Обобщение
данных отечественной и зарубежной статистики говорит о том, что в
среднем 10... 15 % дорожно-транспортных происшествий в темное время
суток происходит из-за ослепления водителя.
Ослепление водителя - основная проблема встречного движения ночью.
Несмотря на это, до настоящего времени нет единого мнения о том, что же
понимать под ослеплением при встречном разъезде. Если ослепление
понимать, как полную потерю видимости дороги и препятствий на ней, то
возникает вопрос: характерно ли это для встречного разъезда автомобилей,
оборудованных современными приборами головного освещения?
Если же ослепление трактовать, как частичную
потерю видимости (а как показали исследования, такая потеря сопутствует
большинству встречных разъездов), то, как понимать требование Правил
дорожного движения, касающееся встречного разъезда: "При ослеплении
водитель обязан, не меняя полосу для движения, снизить скорость или
остановиться".
Такая неопределенность понятия ослепления привела к появлению весьма
спорного утверждения, что ослепление происходит только при неправильно
отрегулированных фарах или при нарушении правил встречного разъезда.
Купить химию для
мойки колесных пар после ремонта, купить химию для струйной мойки
Причина подобной противоречивости в оценке потери видимости при
встречном движении автомобилей заключается в следующем: изменении
видимости при встречном движении представляет собой сложный
физиологический процесс (исследование явлений, характерных для
встречного разъезда автомобилей в реальных условиях эксплуатации, было
проведено мало, и они недостаточно всесторонне характеризуют особенности
процесса изменения видимости при встречном движении).
Из всего этого можно сделать вывод, что для уменьшения числа
дорожно-транспортных происшествий, происходящих в темное время суток,
следует уделять особое внимание улучшению восприятия дорожных условий
(за счет их лучшего обустройства) в темное время суток, а также
уменьшению ослепления светом фар встречных автомобилей.
Столкновение и опрокидывание автомобилей и мотоциклов в темное время
суток, кроме плохой видимости, происходят еще из-за отсутствия или
неисправностей габаритных фонарей. По этой же причине происходят наезды
на велосипедистов и гужевые повозки. Отсутствие велосипедных и
пешеходных дорожек также ведет к увеличению числа и тяжести
дорожно-транспортных происшествий, особенно в темное время суток.