Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем
Глава 10. Управление автомобилем в сложных условиях
Движение в условиях тумана
Туман не такая уж редкость на дорогах
Подсчитано, что на европейской части СССР в году в среднем
приблизительно 40, а в Прибалтике, Белоруссии, в районах Крайнего Севера
- до 100 дней в году туманных. Основной вид дорожно-транспортных
происшествий в тумане (до 70 %) - наезд на впереди движущееся
транспортное средство или неподвижное препятствие. Причина не просто в
том, что плохо видно. В тумане происходит куда более опасное явление,
чем плохая видимость. Искажается расстояние, причем иногда оно кажется
даже в 2 раза больше, чем на самом деле.
Большим подспорьем при движении в таких условиях являются
противотуманные фары. Многие водители устанавливают их на свои
автомобили, что очень хорошо, если они установлены правильно. Но как ими
пользоваться, да еще в сочетании с ближним или дальним светом фар,
подфарниками, знают не все.
Прежде всего об установке фар. По горизонтали они должны находиться не
далее 40 см от крайней габаритной точки автомобиля, а по вертикали на
расстоянии 25...70 см от поверхности дороги. Многие считают, что чем
ниже к дороге противотуманные фары, тем выше эффект. Однако это
заблуждение. Установка фар ниже 25 см, если и повышает эффективность
видимости в тумане, то не более чем на 10 %, зато значительно повышает
их слепящее действие. Кроме того, при этом возникает иллюзия, что
автомобиль постоянно движется под уклон, так что устанавливать
противотуманные фары надо, правильно.

Всегда ли нужны противотуманные фары в тумане? Оказывается, нет.
Например, в дневном тумане любой плотности встречный автомобиль без
света виден примерно за 30 м, при включенных противотуманных фарах
примерно за 50... 60 м, а при дальнем свете фар может быть обнаружен за
100 м. Даже ближний свет фар имеет больший эффект, примерно 70. . . 75
м.
Есть другой крайний случай, когда никакие световые приборы, кроме
противотуманных фар, не помогают. Это очень плотный ночной туман или
метель, которая дает тот же результат, что и туман. В этом случае любой
свет обычных фар только ухудшает видимость. Если противотуманных фар
нет, то лучше всего включить ближний свет фар, но при нем видимость
дороги не превышает 10 м, а стало быть скорость должна быть не более
15...20 км/ч. Дальний свет вообще противопоказан, так как мощный
световой пучок, отражаясь в мельчайших частицах тумана, практически на
уровне глаз водителя, полностью лишает его ориентировки и создает
впечатление "движения в молоке".
Важно умело пользоваться всеми осветительными приборами. Например, в
слабом ночном тумане лучше всего включить одновременно противотуманные
фары и дальний свет. При этом видимость обеспечивается в пределах 100 м.
При встречном разъезде противотуманные фары следует выключить, а в
обычных фарах - перейти на ближний свет. Если ночью туман средней
плотности или идет сильный дождь, то лучше всего включить
противотуманные фары и ближний свет. При включении дальнего света
возникает "белая стена", т.е. то же, что "движение в молоке".
При правильном пользовании противотуманными фарами предел скорости в
условиях тумана может быть повышен до 40 %. Следует сделать напоминание
о том, что повышенная осторожность является далеко не лишней, особенно,
если помнить, что в тумане утомление водителя наступает очень быстро.
Через каждые 15...20 км лучше немного отдохнуть, поставив автомобиль как
можно дальше от дороги, а затем вновь продолжать путь.
Купить моющие
средства для струйной мойки деталей локомотивов в моющих установках
Психологи Англии детально проанализировали несколько сот
дорожно-транспортных происшествий в условиях тумана. 77 % их составили
столкновения с идущим впереди автомобилем. При этом выяснилось
следующее: большинство водителей, добросовестно старалось выдерживать
безопасное расстояние между автомобилями, не догадываясь о том, что
человеческому глазу все предметы в тумане представляются в 2 раза более
отдаленными, чем в действительности.
Неправильно было бы считать, что все водители, попавшие в эти
дорожно-транспортные происшествия, были невежды в управлении
автомобилем. Нет. Просто водитель - это такое "управляющее устройство",
которое при небольших, "стеснениях" не снижает скорость и увеличивает
степень риска быть вовлеченным в дорожно-транспортное происшествие.
Степень этого риска умеют определять опытные водители. Они даже могут
определить границу риска, после пересечения которой возникает
дорожно-транспортное происшествие.
