Наука управления автомобилем

Как научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиля

Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем

Глава 10. Управление автомобилем в сложных условиях

Скользкая дорога

Как тормозить на льду

 При движении по льду лучше вообще не пользоваться тормозами, чтобы замедлить движение, и пользоваться ими лишь в момент окончания остановки. Почему? Попробуем объяснить. Если при движении по дороге с сухим асфальтобетонным покрытием коэффициент сцепления шины с покрытием равен 0,6 и тормозной путь составляет, скажем, 6... 10 м, то в условиях гололеда (коэффициент сцепления равен 0,1) такой маневр при той же скорости будет происходить на протяжении 20...30 м. Вы спросите, почему тормозной путь при гололеде увеличивается не в 6 раз, а только в 3 раза? Дело в том, что при торможении на сухом покрытии траектория движения автомобиля прямолинейна и все силовое замыкание расходуется в продольном направлении. При торможении же н& гололеде траектория чаще всего криволинейна и поэтому фактический путь торможения значительно больше, чем измеренный по прямой. Советуем водителям при разборе причин и экспертных данных о дорожно-транспортных происшествиях обращать на это внимание, так как это будет влиять на определение исходной скорости, с которой началось торможение автомобиля.

На практике это может выглядеть следующим образом. Водителю предъявляют расчетные данные о том, что он, судя по тормозному пути, измененному по прямой, ехал со скоростью 30 км/ч и при этом имел реальную возможность остановиться, чтобы избежать наезда. Водитель же точно помнит, что скорость была не ниже 45...50 км/ч, но доказать он этого не может. И только грамотная автотехническая экспертиза, принимающая во внимание не прямолинейное, а зигзагообразное движение автомобиля при торможении (следы которого трудно обнаружить на льду), сможет обосновать истинную первоначальную скорость и, тем самым, подтвердить правдивость показаний водителя.

Купить средства для мойки посуды

Не рекомендуется водителю двигаться в условиях гололеда со скоростью выше 40 км/ч, а данный случай рассмотрен как пример движения по внезапно появившемуся участку со скользким покрытием. Применение колесных тормозов в условиях гололедицы практически равносильно движению со сброшенным газом, так как небольшое силовое замыкание между шинами и дорогой не позволяет использовать всю мощность тормозов. Постарайтесь выбирать такие скорости и интервалы между автомобилями, чтобы избежать внезапного торможения. Если вы видите, что автомобиль, идущий за вами, не выдерживает необходимую дистанцию, мигните ему габаритными огнями, чтобы он отстал. Этим вы застрахуете себя от удара сзади, хотя вы за это и не отвечаете.

А как быть, если вы двигаетесь со скоростью 100 км/ч по свободной дороге и вдруг видите, что впереди короткий мокрый участок и до него остались считанные метры? Тормозить? Разогнаться или объезжать? Ни то, ни другое, ни третье! Необходимо, чтобы автомобиль прошел по этому участку "очень плавно", без изменения режима движения.

Но как же все-таки быть, если на скользкой дороге вдруг потребуется замедлить движение или остановиться? Наш основной совет -не тормозите резко, это не только бесполезно, но и опасно. Общеизвестно, что пользование тормозами характеризует квалификацию водителя. Чем меньше и более плавно вы тормозите, тем лучше научились определять режим движения, тем выше ваша квалификация.

В основном выбор режима движения зависит от определения дорожных условий и транспортных ситуаций, т.е. от правильного определения таких факторов, как расстояние до дорожного закругления и скорость для движения по нему без заноса, как число автомобилей и их скорость перед обгоном, как включенный и ожидаемый сигнал светофора и т.п. Избегая излишнего торможения, вы, кроме всего прочего, значительно уменьшите свое психическое напряжение, расход топлива и износ деталей автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.

первый вид плавного торможения - замедление, дросселирование, т.е. прикрытие или даже полное закрытие дросселя карбюратора при помощи педали управления подачей топлива. При таком маневре сцепление включено, двигатель соединен с трансмиссией. В обычных условиях включают прямую передачу, а в горных (при спусках) желательна та передача, на которой водитель полагал бы въезд на данный подъем.

Если нужно остановиться несколько быстрее, чем при простом дросселировании, следует, не выжимая сцепления, плавно нажать на педаль тормоза и делать пружинящие движения. Затем во избежание остановки двигателя выжать педаль сцепления, дав возможность двигателю работать на малых частотах вращения. Данный способ, как правило, применяется в обычных условиях на горизонтальной дороге и при скорости до 60 км/ч.

Купить формовочный силикон

При скорости выше 70 км/ч можно воспользоваться другим, более сложным способом. Левая нога плавно нажимает на тормозную педаль, а правая - на педаль управления подачей топлива таким образом, чтобы колеса не срывались в юз и в буксование. Этим методом могут пользоваться только более опытные водители одиночных (без прицепа) автомобилей и в тех дорожных ситуациях, когда необходимо очень плавно проехать по гололеду мимо стоящих автомобилей и групп людей, которые поняли опасность и не изменяют своего положения. В противном случае и этот метод не поможет.

Опытные водители могут тормозить и при отключенном двигателе, но для этого нужно тренировать Свои ноги и вестибулярный аппарат. При данном методе необходимо прерывисто нажимать на педаль тормоза, с каждым нажимом увеличивая и нагрузку, и интенсивность ее приложения. Такой метод торможения почти полностью гарантирует колеса автомобиля от юза. На педаль необходимо нажимать не менее 3 раз.

Данный метод прерывистого нажатия на педаль тормоза особенно эффективен при торможении на дороге с небольшими скользкими участками. На таких участках наглухо приторможенное колесо, попав на скользкое место, перестает вращаться. Водитель же, не чувствуя этого (так как автомобиль движется по первоначальному направлению), еще сильнее нажимает на педаль. В результате колесо продолжает идти юзом, даже попадая на сухое и чистое покрытие. При прерывистом торможении у водителя значительно обостряется чувство замедления, так как при каждой качке он ощущает, какое усилие можно приложить к педали без опаски.

Несколько слов о скользящем и катящемся колесе. У скользящего колеса зона контакта шины постоянна, поэтому на сухом покрытии шина нагревается и теряет свои фрикционные свойства. Это одна из причин увеличения тормозного пути. На мокрой и обледенелой дороге скользящее колесо как бы глиссирует на водяной пленке и воздушной подушке (из-за рисунка протектора шин). О нормальном пути торможения не может быть и речи, не говоря уже о том, что автомобиль становится неуправляемым.

При вращающемся же колесе протектор шины все время встречается с новыми участками дорожного покрытия, обладающего различными сцепными свойствами. Частичное проскальзывание наблюдается и в этом случае, но полного скольжения нет.

Мы рассказали о том, как тормозить на скользкой дороге. Теми же методами с еще большим успехом можно воспользоваться и при обычном состоянии покрытия.

Купить формовочный силикон

Читать сначала

На предыдущую страницу  На главную страницу На следующую страницу