Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем
Глава 10. Управление автомобилем в сложных условиях
Режим движения на различных покрытиях дороги
Асфальтобетонное и цементобетонное покрытия
Для опытного водителя такое
различие покрытий вполне по плечу. Новичку часто не под силу.
Методы управления автомобилем на дорожных покрытиях этих типов в
принципе одинаковы, но лишь в сухую погоду. Как только покрытие дороги
обрызгал дождь, тут уже необходимо пробовать на ощупь, насколько хорошо
шины контактируют с дорогой. Если покрытия не видно из-за пленки воды,
можно попробовать рулевым колесом. На старом изношенном асфальтобетонном
покрытии, а также при "лысых шинах" автомобиль будет плохо слушаться
рулевого управления, а это, в свою очередь, не позволит двигаться по
намеченной траектории. В результате произойдет дорожно-транспортное
происшествие.
Нисколько не лучше движение по свежеуложенному асфальтобетонному
покрытию.

Если опытный водитель внезапно попадает на такой участок, то он очень
плавно, стараясь не давить на педаль управления подачей топлива и не
вращать рулевое колесо, с замиранием сердца будет ловить тот момент,
когда можно будет начать очень-очень аккуратно тормозить только
двигателем и только маленькими порциями. Часто на таких участках
автомобиль (даже у самого хорошего водителя) начинает самовольно
перемещаться в сторону обочины или тротуара из-за наличия поперечного
уклона покрытия. Что делать?
Если автомобиль не закручивается, то необходимо чуть-чуть прикрыть
дроссель в карбюраторе. Чуть-чуть - это столько, чтобы ваш вестибулярный
аппарат или совсем не почувствовал или только начал чувствовать
изменение движения автомобиля. После этого управления поперечное
смещение замедлится, и водитель, не трогая ни педаль управления подачей
топлива, ни рулевое колесо, проедет этот сложный и опасный участок.
Если же автомобиль закручивается (занос задней части), то наряду с
небольшим уменьшением подачи топлива необходимо чуть-чуть повернуть
рулевое колесо в сторону закручивания. Как только автомобиль
выровняется, то действуйте, как изложено выше. Ни в коем случае не
старайтесь исправить плоскопараллельное движение поперек дороги только
рулевым колесом. Здесь легко переборщить, и тогда на таком
асфальтобетонном покрытии с автомобилем не справиться.
Купить
силикон для смазки трущихся поверхностей
Если же автомобиль вильнул в сторону передней части (занос передней
части - закрутка), то опытные водители применяют другие приемы. Первый -
чуть-чуть увеличивают подачу топлива, а рулевое колесо немного
поворачивают в сторону, противоположную вильку. Если автомобиль
выровнялся, то можно переходить на метод, изложенный в начале этого
раздела, Второй - чуть-чуть уменьшают подачу топлива. С рулевым колесом
ничего делать не надо. Автомобиль должен стабилизироваться, так как при
этом методе вы как бы удерживаете передние колеса от сползания по косому
уклону.
Оба метода эффективны, и обычно опытные водители применяют сначала
первый метод, так как он обладает некоторыми преимуществами; при очень
маленькой интенсивности разгона движение автомобиля стабилизируется. Но
это можно делать только тогда, когда силовое замыкание в зоне контакта
передних колес с дорогой меньше, чем задних. В противном случае передние
колеса как бы упираются во что-то и останавливаются, становятся центром
вращения, а задние стремятся двигаться по орбите вокруг этого центра.
Цементобетонное покрытие не доставит вам больших неприятностей, если не
попадать на места с недостаточно хорошо заделанными температурными
швами.
