Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем
Глава 10. Управление автомобилем в сложных условиях
Режим движения на различных покрытиях дороги
Управление на горных дорогах
Чем же горная дорога отличается от равнинной? Ну, естественно, числом
поворотов. На равнинных дорогах на 10 км пути - 10 закруглений, на
горных - их 700...800. Много это или мало - судить читателю. А вот
поговорить о методах снижения числа дорожно-транспортных происшествий на
горных дорогах следует.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в городах относительное
число дорожно-транспортных происшествий больше, чем на горных дорогах.
Это правильно, но только по числу дорожно-транспортных происшествий. А
вот последствия дорожно-транспортных происшествий на горных дорогах
намного тяжелее, чем в городах. Значительная часть горных дорог
находится на высоте нескольких тысяч метров над уровнем моря. С
изменением высоты меняется и атмосферное давление, иногда в
климатические, метеорологические условия, что оказывает сильное
воздействие на общее психофизиологическое состояние водителя.
Водитель из субтропиков после яркого южного солнца, сменив в течение
считанных часов несколько климатических зон, попадает в снежные долины.
Все это требует от водителя особой тщательности в подготовке к таким
поездкам. Недостаток кислорода на высоте затрудняет дыхание, при
продолжительной работе вызывает головные боли.
Опытные водители, работающие в горных районах, учитывают те повышенные
требования к автомобилю, к работе его двигателя, тормозной системе,
рулевому управлению, которые предъявляются в этих сложных условиях.
Из-за резкого снижения атмосферного давления ухудшается наполнение
цилиндров двигателя. Мощность двигателя, например, на высоте 3...4 тыс.
м падает на 25...30 %.
Большинство водителей, попадающих в горные районы, сразу же начинает
чувствовать свою неподготовленность. Это вызвано тем, что увеличивается
нагрузка на зрительный и мыслительный аппарат водителя, а также нагрузка
на все воспринимающие органы, связанные со слежением за механической
системой автомобиль-дорога. Например, водитель -"равнинник", управляя
автомобилем на крутом спуске горной дороги, хочет использовать накат и
очень жестко ошибается. Если на этом спуске будет не более трех
кратковременных торможений, то разобщить трансмиссию с двигателем еще
можно. Но если их окажется больше, то автомобиль, обладая потенциальной
энергией, может развить высокую скорость и на многочисленных крутых
поворотах не помогут и тормоза.
Купить жидкие
силиконы для смазки прессформ
Почему? В чем же здесь дело? Продолжительное пользование тормозами
приводит к сильному нагреву тормозных накладок и барабанов, которые при
этом теряют свои тормозные свойства. Поэтому необходимо помнить закон
гор - спускаться на той же передаче, на которой вы поднимались бы на
этот подъем.
Особенно это важно для автомобилей с пневматическим приводом тормозов,
так как если двигатель, разобщенный с колесами, может остановиться,
естественно, перестанет работать и компрессор, а уменьшение давления в
тормозной системе снизит эффективность торможения. Включить передачу
вновь при неработающем двигателе бывает весьма трудно, и иногда на это
уже не хватает практически времени. Поэтому на горных и крутых спусках,
обозначенных предупреждающими знаками, рекомендуется движение с
включенным сцеплением и передачей.
Перерабатывать на автомобиле в условиях горных дорог не стоит даже
опытному "горняку". И, пожалуйста, не переоценивайте себя (свои
профессиональные качества) в горных условиях. Это может привести к
дорожно-транспортному происшествию.
Еще один закон гор. Это не город, поэтому лучше 5 раз нажать на звуковой
сигнал, чем 1 раз на тормоз.