Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем
Глава 11. Разговор на дороге
Писаные и неписаные законы
Если случилось происшествие
Правилами дорожного движения строго регламентированы действия
водителя при совершении им дорожно-транспортного происшествия. В
частности, водитель обязан остановиться и не трогать с места
транспортное средство (если невозможно движение других транспортных
средств - освободить проезжую часть, зафиксировав положение
транспортного средства и предметов, относящихся к ДТП), вызвать "Скорую
медицинскую помощь", а если это невозможно, отправить пострадавших на
попутной или отвезти на своем автомобиле в ближайшее лечебное учреждение
(после чего возвратиться на место происшествия), записать фамилии и
адреса очевидцев, сообщить о случившемся в органы милиции и т.д.
Однако в связи с тем, что в Правилах дорожного движения нет четкого
определения, что понимать под дорожно-транспортным происшествием,
некоторые водители этот пункт Правил выполняют в буквальном смысле слова
в любой ситуации, хотя иногда это происшествие и не стоит "выеденного
яйца".
Разбив стекло фары, подфарник или получив на автомобиле маленькую
вмятину от стоящего у перекрестка автомобиля или даже мотоцикла, такие
водители, ни с чем и не с кем не считаясь, оставляют автомобиль прямо на
проезжей части (перекрестке, пешеходном переходе) и бегут сообщить о
случившемся в милицию.

В это время (хотя место для объезда стоящего автомобиля и имеется)
из-за высокой плотности транспортного потока начинают образовываться
пробки, что часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям с более
тяжелыми последствиями. Опытные водители, в основном те, кто своими
силами могут устранить повреждения, стараются непосредственно на месте
договориться друг с другом о компенсации за причиненный ущерб, при этом
определяя вину каждого в соответствии с правилами дорожного движения.
Но иногда последствия дорожно-транспортных происшествий могут быть более
неприятными. Прибывшие на место дорожно-транспортного происшествия
сотрудники ГАИ задерживают у водителей удостоверения на право управления
транспортным средством, и разбитый подфарник зачастую приводит к
отстранению виновных на длительный срок от управления автомобилем или же
пересдаче Правил дорожного движения с взиманием существенного штрафа.
Купить
формовочный силикон для изготовления различных форм
А те, кто не в состоянии самостоятельно отремонтировать автомобиль,
попадают в более сложное положение, особенно водители-непрофессионалы,
которым нужно обращаться за помощью на станцию технического
обслуживания, где автомобиль принимается в такого рода ремонт лишь при
наличии соответствующей справки ГАИ.
Представьте себе, что автомобиль "Жигули" слегка столкнулся с
автомобилем ЗИЛ-130 или ему подобным "крепышом". На грузовике при самом
придирчивом осмотре не удалось обнаружить ни малейшего повреждения, а
крыло "Жигулей" слегка помято. Возникает необходимость вызова инспектора
ГАИ. Водитель ЗИЛ-130 торопится, ведь он на работе, и в инспекторе у
него нужды нет. Он начинает нервничать, накаляется и без того
напряженная обстановка. А у водителя "Жигулей" создавшаяся ситуация
влечет и дополнительные неприятности, так как ГАИ обязательно применит к
нему административные санкции.
Получается своего рода замкнутый круг: оба водителя рвутся покинуть
место происшествия, но прикованы к нему невидимыми цепями. В результате
проигрывают все.
За любое ДТП следует нести ответственность, но формы ее должны быть
значительно разнообразнее. В рассмотренной ситуации, например, водитель
"Жигулей" уже "наказал" себя стоимостью ремонта и можно предусмотреть
множество вариантов, как избавить обоих водителей от лишней нервотрепки.
Допустим, водитель грузового автомобиля на листочке бумаги может дать
расписку, в том, что претензий не имеет, указав свои необходимые данные,
после чего может спокойно продолжать работать. А водитель "Жигулей" на
основании этой расписки мог бы получить в ГАИ необходимые документы на
ремонт автомобиля с определенными профилактическими санкциями, скажем,
курсом специальных лекций по безопасности движения.
Разумеется, это не рекомендация и даже не совет. Это всего лишь попытка
определиться с гибкой системой воздействий на нарушителей Правил. Ведь
не случайно в некоторых развитых странах применяют в подобных случаях
шкалу воздействия из нескольких сотен позиций.
Возникает вопрос: как же поступать водителю в дорожно-транспортных
происшествиях подобного типа? Лучше всего ликвидировать конфликт на
месте с тем, чтобы с небольшими издержками постараться отремонтировать
автомобиль самому. Этот вариант имеет много преимуществ, но главные два:
первое - профессиональное (приобретаются ценнейшие навыки подобного рода
ремонта), а второе - моральное, заключающееся в том, что капитально
отремонтированное крыло, на которое затрачены силы, нервы, средства,
вдесятеро обиднее поцарапать повторно, а значит, вы будете ездить
аккуратнее.
Но это не рекомендации на все случаи жизни. Естественно, все нужно
понимать и использовать в разумных пределах.
Если же ДТП повлекло за собой серьезные последствия или конфликт
неразрешим конфликтующими, то необходимо на помощь призывать закон в
виде Правил дорожного движения.

Читать книгу: Автомобиль
категории В