|
Учебник водителя категории В
Раздел I. устройство автомобиля
Глава 2. Двигатель
2. Кривошипно-шатунный механизм
Детали кривошипно-шатунного механизма делятся на подвижные и
неподвижные. К подвижным деталям относятся поршень с кольцами, поршневой
палец, шатун, коленчатый вал и маховик.
Поршень. (рис. 6), изготавливаемый из алюминиевого сплава, имеет днище,
уплотняющую и направляющую (юбку) части. Днище и уплотняющая часть
составляют головку поршня.
В головке поршня проточены канавки для поршневых колец. В средней части
поршня расположены приливы - бобышки с отверстиями для установки
поршневого пальца 4. В нижней части юбки делают вырезы для прохода
противовесов коленчатого вала при работе двигателя; они, кроме того,
уменьшают массу поршня.
Вследствие большего нагрева головки ее диаметр делают меньше диаметра
юбки. Заклинивание поршня при нагреве исключается приданием юбке
овальной формы: малая ось овала совпадает с продольной осью поршневого
пальца, а большая перпендикулярна к ней. При нагреве овальный поршень
расширяется больше в направлении продольной оси поршневого пальца, где в
бобышках сосредоточена наибольшая масса металла. Поэтому овальный
поршень при нагреве приобретает цилиндрическую форму.
Юбка поршня имеет П- или Т-образную прорезь, которая придает ей
пружинящие свойства, затрудняет передачу теплоты от головки к юбке и
обеспечивает работу непрогретого двигателя без стуков. У двигателей
УМЗ-451М для обеспечения работы поршня на непрогретом двигателе без
стуков в тело поршня залито стальное терморегулирую-щее кольцо 14.
Рис. 6. Поршневая группа (а) и расположение
поршневых колец на поршне (б)
Для улучшения приработки поршней к гильзам цилиндров и предохранения
их от задиров юбку поршня покрывают очень тонким слоем олова.
Отверстие под поршневой палец смещено на 1,5 мм вправо по ходу
автомобиля. Этим уменьшаются перекашивание и стуки поршня при переходе
его через ВМТ.
Поршневые кольца разделяются на компрессионные 3 и маслосъемные 2.
Компрессионные кольца уплотняют поршень в гильзе цилиндра, а
маслосъемные, кроме того, снимают излишки масла со стенок гильз и не
допускают попадания масла в камеру сгорания. Изготовляют кольца из
чугуна или стали. Для установки на поршень кольца имеют разрез (замок).
Маслосъемное чугунное кольцо отличается от компрессионных сквозными
прорезями для прохода масла. В канавке поршня для маслосъемного кольца
просверлены отверстия для отвода масла внутрь поршня.
В целях повышения износостойкости поверхность верхнего поршневого кольца
подвергают хромированию, второе кольцо для ускорения приработки
покрывают тонким слоем олова.
Маслосъемное кольцо двигателей ГАЗ и УАЗ состоит из двух стальных
кольцевых дисков 11, осевого 12 и радиального 13 расширителей. Рабочая
поверхность дисков 11 покрыта хромом.
Зазор в замке компрессионных колец 0,3-0,5 мм, у кольцевых дисков
0,3-1,0 мм.
При установке поршня 1 в сборе с кольцами 2 и 3 в цилиндр необходимо
следить за тем, чтобы замки соседних колец были смещены относительно
друг друга на некоторый угол (90-180°), а не располагались на одной
прямой.
Поршневой палец 4 служит для шарнирного соединения поршня с верхней
головкой шатуна. Пальцы изготовляют полыми, из стали; их наружную
поверхность для повышения износостойкости закаливают токами высокой
частоты. Наиболее распространены <плавающие> пальцы, которые свободно
поворачиваются во втулке 10 верхней головки и в бобышках поршня. От
осевого смещения поршневой палец предохраняется стопорными кольцами 5,
вставляемыми в выточки обеих бобышек поршня.
Шатун 6" передает усилие от поршня к коленчатому валу. Он состоит из
верхней головки, стержня и разъемной нижней головки, закрепляемой на
шатунной шейке коленчатого вала. Шатун и его крышку 7 изготовляют из
стали. Стержень шатуна имеет двутавровое сечение. Такие шатуны хорошо
штампуются и выдерживают значительные знакопеременные нагрузки.
В верхнюю головку шатуна запрессовывают втулку 10 из оловянистой бронзы.
Сверху головки просверлено отверстие для смазки поршневого пальца. В
нижнюю головку шатуна вставляют тонкостенные стальные вкладыши 9. Нижняя
головка и крышка 7 соединены двумя болтами 8.
Вкладыши 9 подшипников изготовляют из стальной ленты. Их внутреннюю
поверхность заливают тонким слоем антифрикционного
оловянисто-алюминиевого сплава. От проворачивания в нижней головке
шатуна и осевых перемещений вкладыши удерживаются отогнутыми усиками,
которые выдавлены у стыков и упираются в соответствующие пазы в шатуне и
его крышке.
Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней шатунами, и
преобразует их в крутящий момент. Он имеет коренные 8 (рис. 7) и
шатунные 3 шейки, щеки, соединяющие коренные и шатунные шейки,
противовесы 4, фланец 7 для крепления маховика 6, носок 1, на котором
установлены храповик 17 пусковой рукоятки, распределительная шестерня 13
и шкив 16 привода вентилятора и водяного насоса. Шатунная шейка с щеками
образует колено или кривошип.
Коленчатые валы двигателей ГАЗ и УАЗ отливают из магниевого чугуна.
Шейки вала тщательно шлифуют и полируют, а также закаливают токами
высокой частоты. Количество шатунных шеек равно числу цилиндров. Для
равномерного чередования рабочих ходов колена вала четырехцилиндрового
двигателя, если смотреть на вал с торча, располагаются под углом 180°,
т. е. первое и четвертое колена направлены в одну сторону, а второе и
третье -в другую. Коренных шеек пять.
Рис. 7. Коленчатый вал с маховиком (а) и
передний конец вала (б)
Как промыть форсунки карбюратора,
промывка жиклеров, очищающие жидкости
Рис. 8. Блок, головка цилиндров и гильза
Частота вращения коленчатого вала достигает 4000-4500 об/мин. Поэтому
возникают большие центробежные силы, действующие на шатунные шейки, щеки
и нижние головки шатунов. Эти силы нагружают коренные подшипники,
вызывая их ускоренный износ. Для разгрузки коренных подшипников от
центробежных сил служат противовесы 4, расположенные против шатунных
шеек коленчатого вала.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединены наклонными каналами
(в щеках) для подвода масла от коренных к шатунным подшипникам. Полые
шатунные шейки имеют полости - грязеуловители. В этих полостях под
действием центробежных сил при работе двигателя отлагаются тяжелые
частицы и продукты износа деталей, содержащиеся в масле. Очистку
грязеуловителей осуществляют при разборке двигателя, вывертывая пробки
2.
Осевые нагрузки коленчатого вала воспринимаются упорной стальной шайбой
12 и стальными, залитыми с одной стороны баббитом, шайбами 9 и //,
расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника.
Вкладыши 5 коренных и шатунных подшипников имеют одинаковую конструкцию.
Верхние вкладыши устанавливают в выемке (постели) верхней части картера,
нижние - в крышки 10 коренных подшипников. Во вкладышах имеются масляные
канавки и отверстия.
Для предотвращения утечки масла из картера на переднем и заднем концах
коленчатого вала устанавливают маслоотражатели 14 и сальники 15.
Рис. 9. Крепление двигателя автомобиля ГАЗ-24
"Волга"
Маховик 6 повышает равномерность вращения коленчатого вала при малой
частоте и передает крутящий момент трансмиссии автомобиля.
Изготавливается маховик из чугуна.
На обод маховика напрессован стальной зубчатый венец, предназначенный
для вращения коленчатого вала стартером при пуске двигателя. К маховику
крепится механизм сцепления.
Неподвижные детали. К неподвижным деталям кривошипно-шатунного механизма
относятся цилиндры, головка цилиндров и картер.
Блок цилиндров 1 (рис. 8) отливают из серого чугуна или алюминиевого
сплава вместе с верхней частью картера 9. В отливке блока цилиндров
выполнены стенки 6 рубашки охлаждения. Цилиндры служат направляющими для
поршней, и в них совершается рабочий цикл.
Для повышения износостойкости цилиндров и упрощения ремонта и сборки в
блок запрессовывают гильзы 7 из серого чугуна. Уменьшение износа верхней
части гильз достигается установкой в них коротких вставок 5 из
кислотоупорного чугуна (длина 50 мм, толщина стенки 2 мм). В нижней
части гильза уплотняется прокладкой 10 из мягкой красной меди, а в
верхней прокладкой 2 головки 3 цилиндров. Внутренняя поверхность гильзы
тщательно обрабатывается и называется зеркалом.
В отливке блока цилиндров предусмотрены постели для коренных подшипников
коленчатого вала, подшипников распределительного вала и места для
крепления различных узлов и приборов.
Головку цилиндров отливают из алюминиевого сплава общей для всех
цилиндров. В головке расположены камеры 4 сгорания. В ней выполнены
резьбовые отверстия для свечей зажигания, впускные и выпускные каналы,
кроме того, в нее запрессованы седла и направляющие втулки клапанов.
Головка цилиндров имеет рубашку охлаждения, сообщающуюся отверстиями с
рубашкой охлаждения блока цилиндров. Герметичность соединения головки с
блоком цилиндров обеспечивается металлоасбестовой прокладкой 2.
Рис. 10. Крепление двигателя автомобиля УАЗ-459
Сверху головка цилиндров закрывается штампованной крышкой. Между
крышкой и головкой устанавливают прокладку из маслостойкой резины.
Поддон 8, или нижняя часть картера, предохраняет от попадания в картер
пыли и грязи и служит резервуаром для масла. Его штампуют из листовой
стали. К верхней части картера поддон крепится болтами, уплотнение
достигается пробковой прокладкой.
Плоскость разъема картера обычно располагается ниже оси коленчатого
вала, что повышает жесткость картера двигателя.
Крепление двигателя. У автомобиля ГАЗ-24 "Волга" двигатель установлен на
короткой раме, приваренной к основанию кузова. Точек крепления три: две
по обеим сторонам передней части двигателя, одна - под удлинителем
коробки передач.
К передним резиновым подушкам 1 и 5 (рис. 9) приварены стальные
пластины. Болтами, ввернутыми в верхние пластины, подушки соединяются с
кронштейнами двигателя. Двумя болтами, закрепленными в нижней пластине,
подушки крепятся к кронштейнам 2 и 6. Каждый из кронштейнов привернут
двумя болтами к фланцам поперечины 4. Для надежности соединения
отверстия под болты во фланцах сделаны коническими, а на болты надеты
разрезные конические втулки 3.
Задняя пружинная подвеска состоит из пластин 8 и 10 с резьбовыми
бобышками, ограничителя 11 и пружин 9. Перемещения двигателя вперед и
назад и заднего его конца вниз ограничиваются упором резинового
амортизатора 7 во втулку ограничителя 11 и пластину 10, а перемещение
заднего конца двигателя вверх - упором в пол кузова резинового буфера,
расположенного на верхнем фланце удлинителя коробки передач.
Двигатели автомобилей УАЗ-451, -452 крепятся к раме на трех опорах с
резиновыми подушками. Две опоры расположены в передней части блока
цилиндров, и одна размещена на задней крышке картера коробки передач.
На автомобилях УАЗ-469 двигатель крепится на раме в четырех точках (рис.
10). Передними опорами являются два кронштейна 2, установленные на блоке
цилиндров, задней опорой - пластина раздаточной коробки. Между
кронштейнами блока цилиндров, кронштейнами рамы и пластиной раздаточной
коробки устанавливаются круглые резиновые подушки 1.
Для уменьшения продольных перемещений двигателя, возникающих при нажатии
на педаль сцепления, и от инерционных сил, появляющихся при торможении и
разгоне автомобиля, двигатель соединен с рамой реактивной тягой 4,
имеющей резиновые амортизаторы 3.
Главная страница сайта
Рубрикатор статей
На предыдущую страницу
Читать книгу
сначала
На следующую страницу
|
|