|
Учебник водителя категории В
Раздел I. устройство автомобиля
Глава 2. Двигатель
1. Общее устройство и рабочий цикл двигателя
Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя
Процесс, происходящий в цилиндре за один ход поршня, называется
тактом. Таких тактов четыре: впуск бензино-воздушной смеси, ее сжатие,
расширение газов при сгорании (рабочий ход), выпуск продуктов сгорания.
Совокупность тактов называется рабочим циклом.
Если рабочий цикл совершается за четыре хода поршня, т. е. за два
оборота коленчатого вала, то двигатель называют четырехтактным.

Рис. 5. Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя:
а - впуск; б - сжатие; в - рабочий ход; г - выпуск
Табл. 2. Краткие технические характеристики двигателей
автомобилей ГАЗ-24 и их модификаций и УАЗ ( УМЗ - Ульяновский моторный
завод)


Первый такт - впуск: поршень перемещается от ВМТ к НМТ, впускной
клапан 1 (рис. 5, а) открыт, выпускной клапан 3 закрыт. В цилиндре
создается разрежение (0,7-0,9 кгс/см2), и горючая смесь, состоящая из
паров бензина и воздуха, поступает в цилиндр. Горючая смесь смешивается
с продуктами сгорания, оставшимися в цилиндре от предшествующего цикла,
и образует рабочую смесь. Температура смеси в конце впуска 75-125° С.
Количество поступившей в цилиндр бензино-воздушной смеси определяет
количество сжигаемого топлива, а следовательно, величину получаемой в
цилиндре работы за цикл. Поэтому чем лучше наполнение цилиндра
бензино-воздушной смесью, тем выше мощность двигателя.
Поступающая в цилиндр бензино-воздушная смесь подогревается от нагретых
внутренних стенок цилиндра. Это, с одной стороны, улучшает испарение
бензина, а с другой ухудшает наполнение цилиндров из-за понижения
плотности смеси.
Второй такт - сжатие: поршень перемещается от НМТ к ВМТ (рис. 5, б), оба
клапана закрыты. Давление в цилиндре и температура рабочей смеси
повышаются. В конце такта давление достигает 9-15 кгс/см2, а температура
350-500° С.
Третий такт - расширение или рабочий ход. В конце такта, сжатия рабочая
смесь воспламеняется в результате искрового разряда в свече 2 зажигания,
происходит быстрое сгорание смеси (рис. 5, в). Максимальное давление при
сгорании достигает 35- 50 кгс/см2, а температура 2200-2500° С. Давление
газов передается на поршень 4, далее через поршневой палец 5 и шатун 6
на коленчатый вал 7, создавая крутящий момент, заставляющий вал
вращаться. В конце такта открывается выпускной клапан 3, отработавшие
газы начинают выходить в выпускной трубопровод, давление и температура в
цилиндре снижаются.
Очистка карбюратора, замена и
промывка жиклеров, промывочные жидкости
Четвертый такт - выпуск (рис. 5, г): поршень перемещается от НМТ к
ВМТ, выпускной клапан 3 открыт. Отработавшие газы из цилиндра поступают
в выпускной трубопровод и далее через глушитель в атмосферу. Процесс
выпуска протекает при давлении выше атмосферного. К концу такта давление
в цилиндре снижается до 1,1-1,2 кгс/см2, а температура до 700-800° С.
Далее процессы, происходящие в цилиндре, повторяются в указанной выше
последовательности. Рабочим является только один такт - расширение,
впуск и сжатие являются подготовительными тактами, выпуск -
заключительным.
При пуске двигателя его коленчатый вал вращается электродвигателем -
стартером. Когда двигатель начнет работать, такты впуска, сжатия и
выпуска происходят за счет энергии, накопленной маховиком двигателя при
рабочем ходе.
На легковых автомобилях ГАЗ-24 "Волга", а также автомобилях УАЗ
устанавливают четырехцилиндровые четырехтактные карбюраторные двигатели
с вертикальным расположением цилиндров. Диаметр цилиндра и ход поршня
равны 92 мм, литраж 2,445 л. Двигатели отличаются степенью сжатия и
величиной наибольшей эффективной мощности, а также некоторыми
конструктивными решениями (табл. 2).

Главная страница сайта
Рубрикатор статей
На предыдущую страницу
Читать книгу
сначала
На следующую страницу
|
|