Учебник водителя категории В

Раздел I. устройство автомобиля

Глава 2. Двигатель

4. Системе охлаждения двигателя

На автомобилях Горьковского и Ульяновского автозаводов система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией, заполняется водой или антифризом (низкозамерзающей этиленгликолевой жидкостью) Тосол А-40 плотностью 1,078-1,085 г/см8 (цифра 40 указывает температуру замерзания).

Рис. 15. Схема системы охлаждения двигателя: 1 и 16 - сливные краники; 2- краник отопителя кузова; 3 - радиатор отопителя кузова; водораспределительная труба; 5 и 9 - датчики указателей температуры воды и сигнальной лампы; 8 - водяной насос; 7- перепускное отверстие; 5 - термостат; 10 и 11- про6ки;  -12 - Расширительный бачок; 13 - радиатор; 14 - жалюзи; 15 - вентилятор

Рис. 15. Схема системы охлаждения двигателя: 1 и 16 - сливные краники; 2- краник отопителя кузова; 3 - радиатор отопителя кузова; водораспределительная труба; 5 и 9 - датчики указателей температуры воды и сигнальной лампы; 8 - водяной насос; 7- перепускное отверстие; 5 - термостат; 10 и 11- про6ки;  -12 - Расширительный бачок; 13 - радиатор; 14 - жалюзи; 15 - вентилятор

Рис. 16. Радиатор и жалюзи

Рис. 16. Радиатор и жалюзи

Жидкость, циркулирующая в системе охлаждения (рис. 15), воспринимает теплоту от стенок и головки цилиндров и передает ее через радиатор окружающей среде. Насос 6 системы охлаждения нагнетает жидкость в водораспределительную трубу 4, изготовленную из нержавеющей стали и установленную внутри головки цилиндров. Через отверстия в трубе охлаждающая жидкость подводится к наиболее нагретым местам: к патрубкам выпускных клапанов и к резьбовым отверстиям в головке цилиндров для свечей зажигания.

Системы охлаждения закрытого типа не имеют непосредственного сообщения с атмосферой. При такой системе температура кипения воды повышается до 109-112° С, вследствие чего она закипает реже и меньше испаряется.

Радиатор 5 (рис. 16) предназначен для передачи теплоты охлаждающей жидкости окружающему воздуху. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, соединенных между собой тремя рядами латунных трубок. Для увеличения площади теплоотдачи между трубками установлены гофрированные ленты, припаиваемые к трубкам.

В нижнюю часть наливного патрубка радиатора впаяна пароотводная трубка 3. Пробка 6 имеет паровой и воздушный клапаны.

Ремонт системы оххлаждения двигателя

Паровой клапан 1 (рис. 17, а) открывается при избыточном давлении 0,45-0,55 кгс/см2. Избыток воды или пар отводится через пароотводную трубку 2. Воздушный клапан 3 (рис. 17, б) предохраняет радиатор от сжатия давлением воздуха и открывается при остывании воды, когда давление в системе снижается на 0,01-0,10 кгс/см2.

Расширительный бачок 12 (см. рис. 15) устанавливается на автомобилях ГАЗ-24 <Волга> с 1975 г. Он предназначен для поддержания постоянного объема циркулирующей жидкости.

Расширительный бачок соединен трубкой с наливной горловиной радиатора и имеет сообщение с атмосферой. При увеличении объема охлаждающей жидкости пар или избыточная жидкость отводится в расширительный бачок. При охлаждении жидкости и уменьшении ее объема жидкость из бачка возвращается в радиатор.

Рис. 17. Схема работы паровоздушного клапана пробки радиатора: а -открыт паровой клапан; б - открыт воздушный клапан

Рис. 17. Схема работы паровоздушного клапана пробки радиатора: а -открыт паровой клапан; б - открыт воздушный клапан

Жалюзи 4 (см. рис. 16) предназначены для изменения количества воздуха, проходящего через радиатор 5. Они состоят из десяти горизонтальных стальных пластин-створок, шарнирно закрепленных в каркасе. Управляет ими водитель при помощи тяги 2, троса 1 и рукоятки 7, выведенной в кабину.

При вдвинутой рукоятке створки раскрыты, при перемещении рукоятки на себя створки, поворачиваясь на своих осях, плотно прикрывают радиатор, препятствуя проходу воздуха через него.

Водяной насос (рис. 18) центробежного типа располагается в передней части блока цилиндров и имеет привод клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Он состоит из корпуса, вала 2, крыльчатки 1 и самоуплотняющегося сальника. Крыльчатка изготовлена из пластмассы (волокнита), ступица ее - стальная.

Рис. 18. Водяной насос

Рис. 18. Водяной насос

Самоуплотняющийся сальник состоит из резиновой манжеты 4, латунных обойм, надетых на манжету, уплотнительной шайбы 5 и пружины.?, прижимающей шайбу к торцу корпуса подшипников. Шайбу 5 изготовляют из текстолита или графитосвинцовой смеси. Течь воды через отверстие 6 свидетельствует о неисправности сальника.

Вентилятор предназначен для усиления потока воздуха, проходящего через радиатор. Вал 2 водяного насоса служит одновременно и валом вентилятора. Лопасти 7 вентилятора изготовляют из пластмассы или листовой стали.

Для повышения эффективности работы вентилятора его размещают в "Управляющем кожухе 5 (см. Рис. 16), закрепленном на радиаторе ГГАЗ-24-01 УАЗ-469).

Термостат (рис. 19) автоматически поддерживает устойчивый тепловой режим двигателя. Его устанавливают на выходе охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения головки цилиндров двигателя. Термостаты могут быть жидкостные и с твердым наполнителем.

Как промыть жиклеры карбюратора, очищающие жидкости для промывки бензиновых форсунок

В жидкостном термостате имеется гофрированный баллон 1, заполненный легкоиспаряющейся жидкостью. Нижний конец баллона закреплен на кронштейне корпуса, а к штоку 5 с верхнего конца припаян клапан 2.

Рис. 19. Термостат: а и в - клапан открыт; б и г -клапан закрыт; 1 - валлон; 2 -клапан; 3 - выпускной патрубок; 4 - перепускное отверстие; 5 - шток; б - возвратная пружина; 7 - смесь церезина с медным порошком; 8 - резиновая диафрагма

Рис. 19. Термостат: а и в - клапан открыт; б и г -клапан закрыт; 1 - валлон; 2 -клапан; 3 - выпускной патрубок; 4 - перепускное отверстие; 5 - шток; б - возвратная пружина; 7 - смесь церезина с медным порошком; 8 - резиновая диафрагма

При температуре охлаждающей жидкости ниже 78-82° С клапан термостата закрыт (рис. 19, б), и вся жидкость из полости выпускного патрубка 3 через перепускное отверстие 4 направляется в приемную полость водяного насоса, минуя радиатор. Вследствие этого ускоряется прогрев двигателя.

Когда температура превышает 78-82° С, давление в баллоне 1 (рис. 19, а) увеличивается, он удлиняется и приподнимает клапан 2. Горячая жидкость через патрубок 3 и шланг направляется в верхний бачок радиатора. Клапан 2 полностью открывается при температуре 88-97° С.

В настоящее время на автомобилях ГАЗ-24 <Волга> устанавливают термостаты с твердым наполнителем. Такой термостат имеет баллон 1 (рис. 19, е), заполненный смесью 7 церезина (нефтяного воска) с медным порошком. При нагревании церезин плавится, объем его увеличивается, и клапан 2 термостата начинает открываться. При снижении температуры охлаждающей жидкости объем церезина уменьшается и клапан термостата под действием возвратной пружины 6 закрывается (рис. 19, г).

Температурный режим двигателя. Прч чрезмерном охлаждении двигателя снижаются его мощность и экономичность; бензин испаряется не полностью и, стекая в поддон картера, разжижает масло. При перегреве двигателя увеличиваются отложения нагара, уменьшаются тепловые зазоры, возрастают трение и износ, ухудшается наполнение цилиндров горючей смесыо.

Нормальной температурой жидкости в системе охлаждения является 80-90° С. Эти значения температур поддерживаются при помощи термостата и жалюзи. В зимний период применяют утеплители на облицовку радиатора, а на автомобилях УАЗ-469 и на капот. Утеплители шьют из автобима, искусственной кожи и поролона.

Для контроля за температурой охлаждающей жидкости предусматриваются указатели и сигнальные лампы, располагаемые на щитке приборов. Датчик 5 (см. рис. 15) указателя температуры воды расположен в головке цилиндров, а датчик 9 сигнальной лампы в верхнем бачке радиатора. Сигнальная лампа светится красным светом при повышении температуры воды до 104-109° С.

Пусковой подогреватель (рис. 20) служит для облегчения пуска двигателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 15° С. На автомобиле УАЗ-469 котел 12 подогревателя устанавливается с правой стороны двигателя на кронштейне, приваренном к продольной балке рамы. Жидкостные рубашки котла включены в систему охлаждения двигателя. Топливо в камеру сгорания котла подается из бачка 1, а воздух вентилятором 2. Смесь воспламеняется свечой 9. О работе свечи судят по накалу спирали 4, расположенной на щитке 3 управления подогревателем. Свеча остается включенной до начала устойчивого горения в котле. Дальнейшее горение происходит от самовоспламенения.

Горячие газы, проходя через газоходы котла, нагревают охлаждающую жидкость, поступающую из рубашки охлаждения двигателя, а выходя из насадка 10, попадают на лоток 11 и подогревают масло

Рис. 20. Пусковой подогреватель

Рис. 20. Пусковой подогреватель

В поддоне картера. Охлаждающая жидкость циркулирует по кругу: котел - отводящая труба 8 - рубашка охлаждения блока цилиндров - подводящая труба 7 - котел. Щиток 3 управления подогревателем установлен под капотом двигателя на передней панели. На щитке расположены переключатель 6 вентилятора и выключатель 5 свечи.

Работа системы охлаждения

Главная страница сайта

Рубрикатор статей

На предыдущую страницу  Читать книгу сначала На следующую страницу

О компании О документах О рекламе Меню Карата