|
Учебник водителя категории В
Раздел I. устройство автомобиля
Глава 2. Двигатель
4. Системе охлаждения двигателя
На автомобилях Горьковского и Ульяновского автозаводов система
охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией,
заполняется водой или антифризом (низкозамерзающей этиленгликолевой
жидкостью) Тосол А-40 плотностью 1,078-1,085 г/см8 (цифра 40 указывает
температуру замерзания).
Рис. 15. Схема системы охлаждения двигателя: 1 и 16 - сливные краники; 2- краник отопителя кузова; 3 - радиатор
отопителя кузова;
водораспределительная труба; 5 и 9 - датчики указателей температуры воды
и сигнальной лампы; 8 - водяной насос; 7- перепускное отверстие; 5 -
термостат; 10 и 11- про6ки; -12 - Расширительный бачок; 13 - радиатор; 14 -
жалюзи; 15 - вентилятор
Рис. 16. Радиатор и жалюзи
Жидкость, циркулирующая в системе охлаждения (рис. 15), воспринимает
теплоту от стенок и головки цилиндров и передает ее через радиатор
окружающей среде. Насос 6 системы охлаждения нагнетает жидкость в
водораспределительную трубу 4, изготовленную из нержавеющей стали и
установленную внутри головки цилиндров. Через отверстия в трубе
охлаждающая жидкость подводится к наиболее нагретым местам: к патрубкам
выпускных клапанов и к резьбовым отверстиям в головке цилиндров для
свечей зажигания.
Системы охлаждения закрытого типа не имеют непосредственного сообщения с
атмосферой. При такой системе температура кипения воды повышается до
109-112° С, вследствие чего она закипает реже и меньше испаряется.
Радиатор 5 (рис. 16) предназначен для передачи теплоты охлаждающей
жидкости окружающему воздуху. Он состоит из верхнего и нижнего бачков,
соединенных между собой тремя рядами латунных трубок. Для увеличения
площади теплоотдачи между трубками установлены гофрированные ленты,
припаиваемые к трубкам.
В нижнюю часть наливного патрубка радиатора впаяна пароотводная трубка
3. Пробка 6 имеет паровой и воздушный клапаны.
Паровой клапан 1 (рис. 17, а) открывается при избыточном давлении
0,45-0,55 кгс/см2. Избыток воды или пар отводится через пароотводную
трубку 2. Воздушный клапан 3 (рис. 17, б) предохраняет радиатор от
сжатия давлением воздуха и открывается при остывании воды, когда
давление в системе снижается на 0,01-0,10 кгс/см2.
Расширительный бачок 12 (см. рис. 15) устанавливается на автомобилях
ГАЗ-24 <Волга> с 1975 г. Он предназначен для поддержания постоянного
объема циркулирующей жидкости.
Расширительный бачок соединен трубкой с наливной горловиной радиатора и
имеет сообщение с атмосферой. При увеличении объема охлаждающей жидкости
пар или избыточная жидкость отводится в расширительный бачок. При
охлаждении жидкости и уменьшении ее объема жидкость из бачка
возвращается в радиатор.
Рис. 17. Схема работы паровоздушного клапана пробки радиатора: а
-открыт паровой клапан; б - открыт воздушный клапан
Жалюзи 4 (см. рис. 16) предназначены для изменения количества воздуха,
проходящего через радиатор 5. Они состоят из десяти горизонтальных
стальных пластин-створок, шарнирно закрепленных в каркасе. Управляет ими
водитель при помощи тяги 2, троса 1 и рукоятки 7, выведенной в кабину.
При вдвинутой рукоятке створки раскрыты, при перемещении рукоятки на
себя створки, поворачиваясь на своих осях, плотно прикрывают радиатор,
препятствуя проходу воздуха через него.
Водяной насос (рис. 18) центробежного типа располагается в передней
части блока цилиндров и имеет привод клиновидным ремнем от шкива
коленчатого вала. Он состоит из корпуса, вала 2, крыльчатки 1 и
самоуплотняющегося сальника. Крыльчатка изготовлена из пластмассы (волокнита),
ступица ее - стальная.
Рис. 18. Водяной насос
Самоуплотняющийся сальник состоит из резиновой манжеты 4, латунных
обойм, надетых на манжету, уплотнительной шайбы 5 и пружины.?,
прижимающей шайбу к торцу корпуса подшипников. Шайбу 5 изготовляют из
текстолита или графитосвинцовой смеси. Течь воды через отверстие 6
свидетельствует о неисправности сальника.
Вентилятор предназначен для усиления потока воздуха, проходящего через
радиатор. Вал 2 водяного насоса служит одновременно и валом вентилятора.
Лопасти 7 вентилятора изготовляют из пластмассы или листовой стали.
Для повышения эффективности работы вентилятора его размещают в
"Управляющем кожухе 5 (см. Рис. 16), закрепленном на радиаторе
ГГАЗ-24-01 УАЗ-469).
Термостат (рис. 19) автоматически поддерживает устойчивый тепловой режим
двигателя. Его устанавливают на выходе охлаждающей жидкости из рубашки
охлаждения головки цилиндров двигателя. Термостаты могут быть жидкостные
и с твердым наполнителем.
Как промыть жиклеры карбюратора,
очищающие жидкости для промывки бензиновых форсунок
В жидкостном термостате имеется гофрированный баллон 1, заполненный
легкоиспаряющейся жидкостью. Нижний конец баллона закреплен на
кронштейне корпуса, а к штоку 5 с верхнего конца припаян клапан 2.
Рис. 19. Термостат: а и в - клапан открыт; б и г
-клапан закрыт; 1 - валлон; 2 -клапан; 3 - выпускной патрубок; 4 -
перепускное отверстие; 5 - шток; б - возвратная пружина; 7 - смесь
церезина с медным порошком; 8 - резиновая диафрагма
При температуре охлаждающей жидкости ниже 78-82° С клапан термостата
закрыт (рис. 19, б), и вся жидкость из полости выпускного патрубка 3
через перепускное отверстие 4 направляется в приемную полость водяного
насоса, минуя радиатор. Вследствие этого ускоряется прогрев двигателя.
Когда температура превышает 78-82° С, давление в баллоне 1 (рис. 19, а)
увеличивается, он удлиняется и приподнимает клапан 2. Горячая жидкость
через патрубок 3 и шланг направляется в верхний бачок радиатора. Клапан
2 полностью открывается при температуре 88-97° С.
В настоящее время на автомобилях ГАЗ-24 <Волга> устанавливают термостаты
с твердым наполнителем. Такой термостат имеет баллон 1 (рис. 19, е),
заполненный смесью 7 церезина (нефтяного воска) с медным порошком. При
нагревании церезин плавится, объем его увеличивается, и клапан 2
термостата начинает открываться. При снижении температуры охлаждающей
жидкости объем церезина уменьшается и клапан термостата под действием
возвратной пружины 6 закрывается (рис. 19, г).
Температурный режим двигателя. Прч чрезмерном охлаждении двигателя
снижаются его мощность и экономичность; бензин испаряется не полностью
и, стекая в поддон картера, разжижает масло. При перегреве двигателя
увеличиваются отложения нагара, уменьшаются тепловые зазоры, возрастают
трение и износ, ухудшается наполнение цилиндров горючей смесыо.
Нормальной температурой жидкости в системе охлаждения является 80-90° С.
Эти значения температур поддерживаются при помощи термостата и жалюзи. В
зимний период применяют утеплители на облицовку радиатора, а на
автомобилях УАЗ-469 и на капот. Утеплители шьют из автобима,
искусственной кожи и поролона.
Для контроля за температурой охлаждающей жидкости предусматриваются
указатели и сигнальные лампы, располагаемые на щитке приборов. Датчик 5
(см. рис. 15) указателя температуры воды расположен в головке цилиндров,
а датчик 9 сигнальной лампы в верхнем бачке радиатора. Сигнальная лампа
светится красным светом при повышении температуры воды до 104-109° С.
Пусковой подогреватель (рис. 20) служит для облегчения пуска двигателя
при температуре окружающего воздуха ниже минус 15° С. На автомобиле
УАЗ-469 котел 12 подогревателя устанавливается с правой стороны
двигателя на кронштейне, приваренном к продольной балке рамы. Жидкостные
рубашки котла включены в систему охлаждения двигателя. Топливо в камеру
сгорания котла подается из бачка 1, а воздух вентилятором 2. Смесь
воспламеняется свечой 9. О работе свечи судят по накалу спирали 4,
расположенной на щитке 3 управления подогревателем. Свеча остается
включенной до начала устойчивого горения в котле. Дальнейшее горение
происходит от самовоспламенения.
Горячие газы, проходя через газоходы котла, нагревают охлаждающую
жидкость, поступающую из рубашки охлаждения двигателя, а выходя из
насадка 10, попадают на лоток 11 и подогревают масло
Рис. 20. Пусковой подогреватель
В поддоне картера. Охлаждающая жидкость циркулирует по кругу: котел -
отводящая труба 8 - рубашка охлаждения блока цилиндров - подводящая
труба 7 - котел. Щиток 3 управления подогревателем установлен под
капотом двигателя на передней панели. На щитке расположены переключатель
6 вентилятора и выключатель 5 свечи.
Главная страница сайта
Рубрикатор статей
На предыдущую страницу
Читать книгу
сначала
На следующую страницу
|
|