|
Учебник водителя категории В
Раздел I. устройство автомобиля
Глава 2. Двигатель
5. Масла и система смазки двигателя
Назначение смазки. Смазка снижает потери на трение и
тем самым Уменьшает износ деталей, она охлаждает трущиеся поверхности,
смывает нагар и металлическую пыль, уплотняет поршни в цилиндрах,
защищает детали от коррозии.
Недостаточная смазка трущихся поверхностей увеличивает потери на трение
и может привести к серьезным поломкам деталей и авариям. Например,
недостаточное поступление масла к шейкам коленчатой) вала приводит к
выплавлению антифрикционного сплава подшипников. Избыточная смазка также
нежелательна, так как попадание масла, на пример, в камеру сгорания
приводит к нагарообразованию и перегреву двигателя.

Смазочные материалы. Масла, применяемые в двигателях,
должны сохранять вязкость на всех режимах работы двигателя, иметь низкую
температуру застывания, обладать хорошими моющими свойствами, быть
стойкими к окислению и не вызывать коррозию деталей. Для улучшения
качества масел, повышения их смазочных и антикоррозионных свойств,
понижения вязкости при низких температурах и т. д. к маслам добавляют
различные присадки.
Для двигателей легковых автомобилей предназначены масла: летом (при
температуре воздуха + 5° С и выше) М12Г! или М12ГИ; зимой (при
температуре воздуха от + 5 до - 20° С) М8Г, или М8ГИ; всесезонно (при
температуре до -30° С) Мбз10Г или М10Г.
Буква М в маркировке обозначает, что масло моторное; цифры - уровень
кинематической вязкости при 100° С в сантистоксах (сСт); буква Г, что
масло предназначено для высокофорсированных (быстроходных) двигателей;
индекс 1, что масло для карбюраторного двигателя, индекс з, что масло
содержит загущающие присадки и предназначено для применения всесезонно,
индекс и, что присадки импортные.
Температура вспышки масел должна быть не ниже 210-220° С, а температура
застывания от - 20 до - 32° С. Масла не должны содержать механические
примеси, воду, кислоты и щелочи.
Чистим форсунки своими руками, как
промыть форсунки
Масла группы Г содержат моющие, противоокислительные, противоизносные,
противопенные и другие присадки. Они позволяют увеличить пробег
автомобиля без смены масла в двигателе до 10 000 км на хороших дорогах и
до 6000 км на плохих.
Масла для механизмов трансмиссии должны обладать высокими
противоизносными, противозадирными, антикоррозионными и вязкостными
свойствами. Для коробки передач, раздаточных коробок, главных передач
(кроме гипоидных), колесных редукторов (УАЗ-469) и рулевых механизмов
рекомендуется высококачественное трансмиссионное автомобильное масло
ТАп-15В. Температура застывания этого масла -20° С. Для гипоидных
главных передач следует применять специальное масло для гипоидных
передач. Заменителем масла ТАп-15В является масло ТСп-14.
Маркировка трансмиссионных масел обозначает: Т - трансмиссионное, А -
автомобильное, С - получено из сернистых нефтепродуктов - содержит
присадку. Цифра указывает кинематическую вязкость масла при 100° С в
сантистоксах.
Пластичные (консистентные) смазки представляют собой нетекучие
мазеобразные вещества. Они подразделяются на натриевых (ЯНЗ-2),
кальциевые (солидол С, пресс-солидол С) и литиевые (Литол-24).
Литол-24 имеет хорошие низкотемпературные свойства, высокую температуру
плавления и почти не растворяется в воде. Поэтому эта смазка
рекомендуется для подшипников ступиц передних и задних колес и
подшипников водяного насоса.
Заменителями смазки Литол-24 являются натриевые и кальциевые
пластичные смазки. Например, для подшипников ступиц колес и подшипников
водяного насоса может использоваться смазка ЯНЗ-2.
В качестве заменителей солидола С в узлах, смазываемых через
пресс-масленки, используют пресс-солидол С и Литол-24.
Для приборов электрооборудования и закрытых подшипников рекомендуется
тугоплавкая, влагостойкая литиевая смазка ЦИАТИМ-201, для смазки рессор,
буксирных тросов и крюков - графитная смазка УСс-А.

Главная страница сайта
Рубрикатор статей
На предыдущую страницу
Читать книгу
сначала
На следующую страницу
|
|