Раздел I. Опыт - основа безопасного управления автомобилем
Глава 1. Когда подводит автомобиль
Уроки жизни
Лопнула шина
Многие водители боятся, что у автомобиля может лопнуть шина.
Однако они не учитывают, что все трагические случаи, о которых они
слышали или читали, происходили с гоночными автомобилями на очень
высокой скорости, или с автомобилями старых конструкций, у которых не
имелось усилителей рулевого управления и, что самое главное, шины были
высокого давления с более "хрупкими", чем сейчас боковинами.
Опытному водителю, психологически подготовившему себя к "взрывному" и
постепенному выходу воздуха из шины любого колеса, ничего не страшно. Он
очень хорошо чувствует, когда давление в одной из шин становится меньше,
чем в других, поскольку при этом рулевое колесо для движения прямо по
дороге приходится дополнительно поворачивать на определенный угол
относительно обычного положения. Кроме того, "рыскание" автомобиля от
намеченной прямой идет более туго, как бы с "прихрамыванием".
Полуспущенные шины задних колес влияют на изменение траектории
значительно меньше, чем передних колес.
Автомобиль начинает заносить в сторону проколотой шины из-за большой
неравномерности сопротивления качению колес правой и левой сторон.
Опытные водители сразу определяют незначительное падение давления в шине
(0,1...0,2 кгс/см2) и компенсируют отклонение автомобиля от его
направления движения поворотом рулевого колеса. Но при первой же
возможности они останавливаются и доводят давление в шине до
нормального. Малоопытные водители могут ехать на полностью спущенной
шине несколько километров, превращая ее в "мочалку".
Трудно приходится водителям автомобилей, особенно грузовых, на
закруглениях дорог, если полуспущена шина переднего внешнего колеса.
Неопытный водитель может не справиться с тяжелым грузовым автомобилем
даже при помощи усилителя рулевого управления. Автомобиль в таком случае
может не вписаться в поворот, так как радиус траектории движения при
этом значительно больше, чем обычно. Если же водитель, понадеясь на
усилитель, резко отвернет от обочины, то могут произойти
"подворачивание" колеса и опрокидывание автомобиля.
Купить очистители для
ультразвуковой форсунок и промывки деталей инжектора
А если воздух из шины уходит не медленно, а вырывается сразу с
оглушительным шумом, от которого у пешеходов "останавливается" сердце?
Прежде всего не надо пугаться. Знайте, что и в таком положении
автомобилем можно управлять, а вот несколько секунд испуга и
растерянности могут обойтись очень дорого. Как только вы услышали звук
лопнувшей шины и затем почувствовали резкое (как удар) стремление
рулевого колеса повернуть в ее сторону, вы должны, прежде всего,
постараться не дать автомобилю уйти с дороги на обочину, так как на
обочине управлять им будет труднее. Однако поворачивать рулевое колесо
нужно всего лишь настолько, насколько начинает отклоняться автомобиль.
Не перекрутите рулевое колесо, иначе автомобиль потеряет управляемость,
которую можно сохранить только осторожным и очень точным расчетом.
В технической литературе можно найти много советов по эксплуатации шин.
Прежде всего нужно стремиться к тому, чтобы исключить разрыв шин на
передних колесах, постоянно следить за их состоянием. На передних
колесах сравнительно просто проверить боковые поверхности шин: для этого
необходимо повернуть колеса направо и налево и осмотреть их. Нельзя
эксплуатировать шины с изношенным протектором и показавшимися нитками
корда каркаса, а также шины с большим дисбалансом, так как при вращении
колеса в момент входа утяжеленного места шины в зону контакта с дорогой
возникает очень сильный удар, из-за которого шина может порваться. Эти
удары ощущаются и на рулевом колесе.
При разрыве шины водитель должен приложить немало усилий, чтобы удержать
автомобиль на проезжей части. Для этого надо прочно удерживать рулевое
колесо двумя руками. Для водителя, не обладающего достаточным опытом, и
в данный момент по каким-то причинам (переключал передачи, включал свет,
открывал окно и т.п.) управляющим одной рукой, этот момент вдвойне
опасен даже на небольшой скорости. При заносе из-за разрыва шины ему не
хватит силы выровнять автомобиль одной рукой, а схватить рулевое колесо
второй рукой наверняка не будет времени, и он не сможет плавно удержать
автомобиль от съезда с проезжей части дороги или наезда на препятствие.
В такой обстановке рулевое колесо нередко вырывается из рук.
Силы, возникающие во время заноса и действующие на автомобиль, особенно
велики на высоких скоростях. Чтобы удержать автомобиль на дороге, при
плавном выходе воздуха из шины следует избегать торможения. Но если вам
удалось стабилизировать направление движения автомобиля, то можно начать
его притормаживать. Если же вы почувствуете, что при торможении
автомобиль начинает снова бросать из стороны в сторону, немедленно
прекратите торможение.
Если шина лопается неожиданно и на высокой скорости, то самое лучшее -
это, не выжимая сцепления, интенсивно тормозить и компенсировать занос
автомобиля вращением рулевого колеса, не прилагая слишком больших усилий
для маневра. "Рыскание" автомобиля постепенно ослабнет, и его уже легче
будет остановить, осторожно притормаживая.
Нельзя также забывать об опасности лобового столкновения с встречными
транспортными средствами в случае заноса, что приводит к наиболее
тяжелым последствиям. Поэтому, если встречное движение достаточно
интенсивно, и вы почувствуете, что из-за разрыва шины вы не можете
удержать автомобиль на прежней траектории движения, то лучше направить
его в сторону обочины. Но самое лучшее - ездить так, чтобы даже при
резком снижении давления воздуха в шинах не было бы заноса и
неконтролируемого движения автомобиля.