Наука управления автомобилемКак научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиляРаздел II. Каким должен быть водительГлава 4. Водитель - оператор сложной системы Рулевое колесо автомобиля При управлении автомобилем водитель не должен находиться
в каком-то одном, строго определенном положении, иначе он рискует очень
быстро устать и ослабить внимание к окружающей обстановке. Все это в
полной мере относится и к способам управления рулевым колесом. Прежде
всего не нужно с самого начала приучать Руки, находящиеся в секторе от "без пятнадцати три" до "без десяти два", позволяют максимально использовать их силу и тем самым в критических ситуациях помогают водителю сделать все, что можно для предотвращения происшествия. При малых скоростях это жесткое ограничение вовсе не обязательно. Тут даже, наоборот, имеет смысл приучить себя как можно чаще (примерно через 5... 10 мин) менять положение рук так, как это показано на диаграмме (рис. 9) в любой последовательности вариантов. Указанные варианты можно назвать базовыми (хотя могут быть и другие их модификации), применение которых в простых условиях на малых скоростях вполне оправдано (рис. 10 и 11).
Рис. 8. Положение рук на рулевом колесе "без десяти два"
Рис. 9. Условная диаграмма разнообразия положения рук на рулевом колесе при движении по прямой в зависимости от скорости (в) и различные хваты рулевого колеса (б). Хват 1 более надежный, чем 2 и 3 Изменение положения рук на рулевом колесе очень полезно.
В результате корпус (позвоночник) водителя будет находиться в различных
положениях, что позволит снизить утомляемость и избежать некоторых
профессиональных заболеваний (искривления позвоночника и геморроя),
возникающих у тех водителей, которые привыкли сидеть неподвижно. Кроме
того, рекомендуемая посадка позволяет руками быстро принять положение
"без десяти два".
Рис. 10. Положения рук "без десяти четыре" Рис. 11. Положение рук "без двадцати два" В тех случаях, когда из-за конструктивных особенностей
кабины автомобиля нельзя перевести руки в положение "полшестого"
(рулевое колесо упирается в живот, грудь и т.п.), по очереди отпустите
левую и правую руки и, упираясь ладонью или кулаком в сиденье,
попытайтесь приподнять туловище 3...4 раза через каждые 10...15 мин.
Такое упражнение позволяет несколько повысить работоспособность,
особенно во второй половине смены. При этом можно помогать руке
приподнимать туловище мышцами самого корпуса.
Рис. 12. Последовательное изменение положения рук на рулевом колесе при повороте налево: л - положение рук до начала поворота рулевого колеса; б - левая рука скользит по ободу рулевого колеса вверх; в - левая рука поворачивает рулезое колесо влево, а правая скользит по ободу вниз; г - левая рука скользит по рулевому колесу вверх, правая поворачивает колесо налево; д - левая рука поворачивает рулевое колесо влево, а правая скользит вниз. Сплошные стрелки означают силовое движение руки, пунктирные - скользящее Водитель "Жигулей" двигался в потоке за автомобилем УАЗ-452. Дорога впереди не просматривалась из-за лидера, но его стабильный режим движения не внушал никаких тревог. Дистанция вроде бы тоже была достаточная, так что ситуация казалась предельно простой. Вдруг лидер совершает резкий маневр вправо, и водитель "Жигулей" обнаруживает прямо по ходу стоящий на дороге "Москвич" на домкрате и знак аварийной остановки. Он пытается повторить маневр УАЗа, но навыками скоростного руления он не обладал, обычно пользовался способом передачи руля из рук в руку, а этот способ очень медленный. Скорости руления не хватило и в результате не хватило может быть нескольких сантиметров, чтобы объехать препятствие. Купить жидкий силикон для отливки форм Скоростной способ руления (рис. 13) характеризуется
быстрым поворотом рулевого колеса. В зависимости от индивидуальных
возможностей водителя он в 3...5 раз быстрее обычного. При этом во всех
случаях поворот рулевого колеса на угол более 180° осуществляется с
перехватами, т.е. с поочередной сменой рук, выполняющих скоростные
движения.
Рис. 13. Поворот рулевого колеса направо скоростным способом, выполняемый одной рукой (а) и поочередно двумя руками (б) с перехватами: 1 - положение правой руки до начала поворота рулевого колеса; 2 - поворот рулевого колеса направо до момента начала перехвата его через тыльную сторону кисти; 3 - поворот рулевого колеса направо, осуществляемый одновременно с перехватом руки через тыльную сторону кисти; 4 - поворот рулевого колеса направо после перехвата руки; 5 - положение рук до начала поворота рулевого колеса; 6 - поворот рулевого колеса направо до момента начала перехвата правой руки и продолжения поворота левой; 7 - поворот рулевого колеса направо левой рукой с одновременным перехватом правой; S - поворот рулевого колеса направо правой рукой с одновременным перехватом левой Как же проверить, насколько водитель овладел скоростным способом? Ведь по технике выполнения он значительно сложнее передачи руля из руки в руку, требует высокой координации движений, и далеко не все водители могут им безошибочно пользоваться. Проверка же очень простая. Можно вывесить у автомобиля передние колеса, поставить их в любое крайнее положение (правое или левое) и постараться с максимальной скоростью поворачивать их из одного положения в другое и обратно, что будет представлять собой один цикл вращения. На легковом автомобиле надо сделать 10 таких циклов. В табл. 1 приведены оценки по времени скорости вращения рулевого колеса. Если водитель получил оценку "неудовлетворительно", то
это означает, что он может, попав в дорожно-транспортное происшествие,
не справиться с ситуацией. Для скоростного маневрирования у водителя
руки на рулевом колесе должны быть, как у пианиста. Сделать же это можно
всего лишь при помощи нескольких занятий со специальными упражнениями
продолжительностью в 30 мин в течение 3-4 дней. Таблица 1. Ориентировочные значения показателя
кими нагрузками. Рулевое колесо в этом случае следует
держать крепко, особенно при движении с большой скоростью. В противном
случае управляемые колеса при наезде на какое-либо препятствие могут
резко повернуться и через рулевой привод сильно и быстро повернуть
рулевое колесо. Не ожидающий этого водитель рискует получить ушибы,
вывихи пальцев и кистей рук. А такие травмы рук приводят иногда к
дорожно-транспортным происшествиям. На предыдущую страницу На главную страницу На следующую страницу
|
||