Наука управления автомобилем

Как научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиля

Раздел II. Каким должен быть водитель

Глава 4. Водитель - оператор сложной системы

Рулевое колесо автомобиля

При управлении автомобилем водитель не должен находиться в каком-то одном, строго определенном положении, иначе он рискует очень быстро устать и ослабить внимание к окружающей обстановке. Все это в полной мере относится и к способам управления рулевым колесом. Прежде всего не нужно с самого начала приучать

себя очень крепко держать обод рулевого колеса двумя руками и во всех мало-мальски опасных случаях судорожно цепляться за него. А может быть в этот момент необходимо будет одной рукой переключить передачу или отпустить рычаг ручного тормоза или переключить свет. Короче говоря, нужно уметь управлять автомобилем как обеими руками, так и одной. Наиболее приемлемо во многих ситуациях держать руки между положением от "без пятнадцати три" и "без десяти два" (рис. 8). Но не всегда. Все зависит от скорости движения и состояния дорожного покрытия. Чем выше скорость, чем ниже коэффициент сцепления, тем менее разнообразными могут быть положения рук на рулевом колесе.

Как управлять автомбилем положение рук на руле

Руки, находящиеся в секторе от "без пятнадцати три" до "без десяти два", позволяют максимально использовать их силу и тем самым в критических ситуациях помогают водителю сделать все, что можно для предотвращения происшествия. При малых скоростях это жесткое ограничение вовсе не обязательно. Тут даже, наоборот, имеет смысл приучить себя как можно чаще (примерно через 5... 10 мин) менять положение рук так, как это показано на диаграмме (рис. 9) в любой последовательности вариантов. Указанные варианты можно назвать базовыми (хотя могут быть и другие их модификации), применение которых в простых условиях на малых скоростях вполне оправдано (рис. 10 и 11).

Как расположены руки на руле

Рис. 8. Положение рук на рулевом колесе "без десяти два"

Положение рук на руле при разных скоростях

Рис. 9. Условная диаграмма разнообразия положения рук на рулевом колесе при движении по прямой в зависимости от скорости (в) и различные хваты рулевого колеса (б). Хват 1 более надежный, чем 2 и 3

Изменение положения рук на рулевом колесе очень полезно. В результате корпус (позвоночник) водителя будет находиться в различных положениях, что позволит снизить утомляемость и избежать некоторых профессиональных заболеваний (искривления позвоночника и геморроя), возникающих у тех водителей, которые привыкли сидеть неподвижно. Кроме того, рекомендуемая посадка позволяет руками быстро принять положение "без десяти два".

Если вы сильно устали, можно держать руки в положении "двенадцать". При этом корпус следует прогнуть вперед и как бы подтянуться на руках. С точки зрения безопасности передвижения рук из этого положения в положение "боевой готовности" не представляет труда и не требует значительного времени. Подержав руки в положении "двенадцать", следует перенести их в положение "полшестого", чтобы кровь прилила к кистям рук.

 Положения рук "без десяти четыре"

Рис. 10. Положения рук "без десяти четыре" Рис. 11. Положение рук "без двадцати два"

В тех случаях, когда из-за конструктивных особенностей кабины автомобиля нельзя перевести руки в положение "полшестого" (рулевое колесо упирается в живот, грудь и т.п.), по очереди отпустите левую и правую руки и, упираясь ладонью или кулаком в сиденье, попытайтесь приподнять туловище 3...4 раза через каждые 10...15 мин. Такое упражнение позволяет несколько повысить работоспособность, особенно во второй половине смены. При этом можно помогать руке приподнимать туловище мышцами самого корпуса.

Несколько слов о держании рулевого колеса за спицы. Если дорожная ситуация не сложна, то так держать рулевое колесо можно, но недолго - всего 3...5 мин. Лучше, чтобы кисть руки охватывала обод рулевого колеса в месте крепления спицы, а один из пальцев (чаще всего большой) лежал на ней. Большой палец при этом является чувствительным элементом, определяющим нагрузку на управляемые колеса в зоне контакта шины с дорогой. Ладонь же в это время может даже не прилегать плотно к ободу. Но при малейшей опасности наезда колес автомобиля на какое-либо препятствие или внезапном действии порывистого ветра большой палец как бы дает команду кисти руки, и та почти мгновенно крепко охватывает рулевое колесо.

Поворачивать рулевое колесо можно по-разному. На рис. 12 показаны фазы поворота рулевого колеса налево способом поочередной передачи рулевого колеса из руки в руку. Этот способ наиболее простой, но не самый лучший с точки зрения безопасности. Он может применяться в относительно простых ситуациях, в свободных условиях движения, на малых скоростях и обеспечить плавность маневра, но не быстрое изменение траектории движения, которое подчас требуется при возникновении опасной ситуации.

Рис. 12. Последовательное изменение положения рук на рулевом колесе при повороте налево: л - положение рук до начала поворота рулевого колеса; б - левая рука скользит по ободу рулевого колеса вверх; в - левая рука поворачивает рулезое колесо влево, а правая скользит по ободу вниз; г - левая рука скользит по рулевому колесу вверх, правая поворачивает колесо налево; д - левая рука поворачивает рулевое колесо влево, а правая скользит вниз. Сплошные стрелки означают силовое движение руки, пунктирные - скользящее

Рис. 12. Последовательное изменение положения рук на рулевом колесе при повороте налево: л - положение рук до начала поворота рулевого колеса; б - левая рука скользит по ободу рулевого колеса вверх; в - левая рука поворачивает рулезое колесо влево, а правая скользит по ободу вниз; г - левая рука скользит по рулевому колесу вверх, правая поворачивает колесо налево; д - левая рука поворачивает рулевое колесо влево, а правая скользит вниз. Сплошные стрелки означают силовое движение руки, пунктирные - скользящее

Водитель "Жигулей" двигался в потоке за автомобилем УАЗ-452. Дорога впереди не просматривалась из-за лидера, но его стабильный режим движения не внушал никаких тревог. Дистанция вроде бы тоже была достаточная, так что ситуация казалась предельно простой. Вдруг лидер совершает резкий маневр вправо, и водитель "Жигулей" обнаруживает прямо по ходу стоящий на дороге "Москвич" на домкрате и знак аварийной остановки. Он пытается повторить маневр УАЗа, но навыками скоростного руления он не обладал, обычно пользовался способом передачи руля из рук в руку, а этот способ очень медленный. Скорости руления не хватило и в результате не хватило может быть нескольких сантиметров, чтобы объехать препятствие.

Купить жидкий силикон для отливки форм

Скоростной способ руления (рис. 13) характеризуется быстрым поворотом рулевого колеса. В зависимости от индивидуальных возможностей водителя он в 3...5 раз быстрее обычного. При этом во всех случаях поворот рулевого колеса на угол более 180° осуществляется с перехватами, т.е. с поочередной сменой рук, выполняющих скоростные движения.

При выборе способа руления необходимо помнить о том, что угловая скорость поворота рулевого колеса обязательно должна соизмеряться со скоростью движения автомобиля и кривизной выбранной траектории. При экстренном маневре автомобиля, особенно на скорости 60 км/ч и выше, следует пользоваться только скоростным способом руления. После окончания поворота надо вернуть рулевое колесо в первоначальное положение, сохраняя обратную связь с колесами, т.е. не форсируя возврат рулевого колеса, но и не отпуская его совсем, а плавно дозируя самопроизвольное возвращение рулевого колеса в прежнее положение.

Рис. 13. Поворот рулевого колеса направо скоростным способом, выполняемый одной рукой (а) и поочередно двумя руками (б) с перехватами: 1 - положение правой руки до начала поворота рулевого колеса; 2 - поворот рулевого колеса направо до момента начала перехвата его через тыльную сторону кисти; 3 - поворот рулевого колеса направо, осуществляемый одновременно с перехватом руки через тыльную сторону кисти; 4 - поворот рулевого колеса направо после перехвата руки; 5 - положение рук до начала поворота рулевого колеса; 6 - поворот рулевого колеса направо до момента начала перехвата правой руки и продолжения поворота левой; 7 - поворот рулевого колеса направо левой рукой с одновременным перехватом правой; S - поворот рулевого колеса направо правой рукой с одновременным перехватом левой

Рис. 13. Поворот рулевого колеса направо скоростным способом, выполняемый одной рукой (а) и поочередно двумя руками (б) с перехватами: 1 - положение правой руки до начала поворота рулевого колеса; 2 - поворот рулевого колеса направо до момента начала перехвата его через тыльную сторону кисти; 3 - поворот рулевого колеса направо, осуществляемый одновременно с перехватом руки через тыльную сторону кисти; 4 - поворот рулевого колеса направо после перехвата руки; 5 - положение рук до начала поворота рулевого колеса; 6 - поворот рулевого колеса направо до момента начала перехвата правой руки и продолжения поворота левой; 7 - поворот рулевого колеса направо левой рукой с одновременным перехватом правой; S - поворот рулевого колеса направо правой рукой с одновременным перехватом левой

Как же проверить, насколько водитель овладел скоростным способом? Ведь по технике выполнения он значительно сложнее передачи руля из руки в руку, требует высокой координации движений, и далеко не все водители могут им безошибочно пользоваться. Проверка же очень простая. Можно вывесить у автомобиля передние колеса, поставить их в любое крайнее положение (правое или левое) и постараться с максимальной скоростью поворачивать их из одного положения в другое и обратно, что будет представлять собой один цикл вращения. На легковом автомобиле надо сделать 10 таких циклов. В табл. 1 приведены оценки по времени скорости вращения рулевого колеса.

Если водитель получил оценку "неудовлетворительно", то это означает, что он может, попав в дорожно-транспортное происшествие, не справиться с ситуацией. Для скоростного маневрирования у водителя руки на рулевом колесе должны быть, как у пианиста. Сделать же это можно всего лишь при помощи нескольких занятий со специальными упражнениями продолжительностью в 30 мин в течение 3-4 дней.

Особого внимания требует тренировка водителей, управляющих горизонтальным рулевым колесом, которым оборудуют автобусы и другие автомобили с кабиной и кузовом вагонной компоновки. Некоторая сложность здесь заключается в том, что хотя водителю легче маневрировать руками в горизонтальной плоскости, но в сложных ситуациях часто нужно с большей скоростью поворачивать рулевое колесо на значительный угол, а при горизонтальном расположении рулевого колеса выполнить эти маневры труднее. Поэтому водители должны научиться перехватывать рулевое колесо быстро и без рывков. Но умение быстро вращать рулевое колесо надо использовать правильно.

Ситуация была ясна: мокрое покрытие, моросящий дождь, скорость движения на загородной дороге 70 км/ч, дистанция до впереди идущего автомобиля 2S...30 м. Вдруг передний автомобиль неожиданно затормозил. Второй решил проявить все свои возможности и слишком быстро повернул рулевое колесо. Результат - занос на мокрой дороге и удар боком в передний автомобиль. В таких ситуациях резкое вращение рулевого колеса вредит.

А надо было прежде всего держать правильную дистанцию, и безопасность была бы гарантирована. Рулевое колесо тут не помощник.

Будьте очень внимательны при управлении рулевым колесом во время движения по неровным дорогам, по колее, при преодолении обледенелых мест на дороге. Основной задачей водителя в таких ситуациях является удержание автомобиля в пределах предназначенной ему полосы движения, что связано иногда с большими физичес-

Таблица 1. Ориентировочные значения показателя

Таблица 1. Ориентировочные значения показателя

кими нагрузками. Рулевое колесо в этом случае следует держать крепко, особенно при движении с большой скоростью. В противном случае управляемые колеса при наезде на какое-либо препятствие могут резко повернуться и через рулевой привод сильно и быстро повернуть рулевое колесо. Не ожидающий этого водитель рискует получить ушибы, вывихи пальцев и кистей рук. А такие травмы рук приводят иногда к дорожно-транспортным происшествиям.

Заканчивая разговор о рулевом колесе, хотелось бы сказать, что нужно вырабатывать такой стиль управления, который позволял бы очень плавно перемещаться по проезжей части. Такой режим движения по автомобильной дороге не вызывает неприятных ощущений у водителя и пассажиров, большого износа шин и многих узлов автомобиля и, самое главное, он позволяет водителям лучше понимать друг друга при взаимодействии на автомобильной дороге.

Главное неотвлекать внимание водителя за рулем

Читать сначала

На предыдущую страницу  На главную страницу На следующую страницу