Раздел Ш. Безопасное управление автомобилем
Глава 8. Теория безопасного управления автомобилем
Информационная модель
Качество действий водителя
Время реакции водителя
Работа водителя выполняется в различном темпе и с
различной напряженностью. На степень рабочей нагрузки водителя решающее
влияние оказывают скорость и интенсивность движения автомобиля.
Регулируя скорость движения, водитель, находясь в потоке автомобилей,
сам устанавливает для себя оптимальный темп работы с учетом своих
психофизиологических возможностей и дорожной обстановки. Подготовленный
водитель мгновенно и почти бессознательно реагирует на изменение
ситуации на дороге. Особая быстрота восприятия и реакции отличают его
езду в городе, где его мозг работает "на высоких оборотах".
Отдельные периоды работы водителя, особенно при высокой скорости
движения, протекают в условиях дефицита времени. Качество действий
водителя в этих случаях зависит от быстроты и точности его ответных
реакций на различные раздражители. В ответ на эти раздражители водитель
выполняет различные действия: нажимает на педаль тормоза или управления
подачей топлива, поворачивает рулевое колесо или оперирует рычагами
переключения передач или тормоза и т.п. Такие ответные действия на
раздражители называются реакциями. В каждой реакции различают: скрытый
(латентный) период, т.е. время, протекающее от момента появления
раздражителя до начала ответного движения, и период реализации
двигательного действия - отрезок времени от начала движения до его
окончательного завершения.
Реакции могут быть простыми и сложными. Простая реакция - это возможно
быстрое ответное действие на заранее известный раздражитель (сигнал).
Например, быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении красного света
светофора, если водитель, ожидая появления сигнала, подготовился к
торможению. Среднее время скрытого периода простой реакции на световой
сигнал - около 0,2 с, на звуковой - 0,14 с.
Общее время простой реакции (продолжительность скрытого периода реакции
и ответного действия) значительно варьируется в зависимости от времени,
необходимого на выполнение ответного действия. Так, среднее время
простой реакции на включенный стоп-сигнал и время, затрачиваемое на
перенос правой ноги с педали управления подачей топлива на педаль
тормоза, составляет 0,4...0,6 с.
Сложная реакция связана с выбором нужного ответа из ряда возможных.
Например, то же быстрое нажатие на педаль тормоза при появлении
пешехода, но не сразу, а после выбора этого ответного действия как
наиболее рационального из ряда других возможных действий, таких как
поворот рулевого колеса, изменение скорости движения, подача звукового
сигнала и др. Ответные действия при сложной реакции могут происходить в
различных сочетаниях. Например, нажатие на педаль тормоза и поворот
рулевого колеса.
Сложная реакция требует значительно большего времени, которое зависит от
сложности обстановки.
Исследования, проведенные НИИАТом, показали, что среднее время оценки
обстановки через зеркало заднего вила составляет 1,88 с, а среднее время
оценки обстановки на нерегулируемом перекрестке составляет 2,45 с.
Следует помнить, что восприятие сложных маршрутных указателей требует
3...4 с и что чем выше скорость движения, тем больше время оценки
ситуации.
Принято считать, что время сложной реакции водителя (восприятие,
понимание опасности, оценка ситуации, принятие решения, начало действия
или бездействия) 0,8... 1,0 с. Необходимо учесть, что это время может
колебаться в значительных пределах - от 0,4 до 1,5 с и даже более. В
практике управления автомобилем необходимо считаться с внезапным
появлением опасности, что может резко увеличить время реакции.
От времени вашей реакции во многом зависит остановочный путь автомобиля
при экстренном торможении. Общее время, необходимое для остановки
автомобиля, включает в себя время реакции водителя (с момента восприятия
препятствия на дороге до начала торможения), время срабатывания привода
тормоза (с момента нажатия на педаль тормоза до момента начала действия
тормоза) и время действия полностью включенных тормозов (от начала
торможения до остановки автомобиля).
Каждый водитель должен знать остановочный путь своего автомобиля и время
своей реакции на торможение, а также стремиться уменьшить его, так как
быстрая реакция является важнейшим качеством водителя. Так, например,
если учесть, что длина остановочного пути с учетом расстояния,
проходимого за время реакции водителя (1 с) для автомобиля "Москвич" при
скорости 50 км/ч составляет 14 м, то снижение времени реакции только на
0,1 с уменьшит остановочный путь автомобиля на 1,4 м, которых иногда так
не хватает при экстренном торможении автомобиля.
Время реакции водителя при управлении автомобилем непостоянно. Оно может
изменяться под влиянием различных причин: болезненного состояния или
утомления, возраста, сосредоточенности, состояния опьянения и др.
Интересное обследование групп московских водителей провели сотрудники
Института психологии Академии педагогических наук РСФСР. Они определяли,
как влияют возраст водителя, стаж работы, его душевное состояние и
профессиональное мастерство на скорость реакции. Результаты обследования
показали, что среднее время реакции на опасность колеблется от 0,3 до
0,6 с.
Ремонт системы
впрыска топлива, как очистить форсунки и промыть инжектор
Наиболее медленно реагируют водители, которые недавно
были участниками дорожно-транспортного происшествия. Установлено также,
что в пределах 1 ч после принятия даже незначительной доли спиртного
время реакции возрастает на 30...40 %.
При увеличении времени реакции водителя скорость движения автомобиля
должна быть снижена. Так, например, если вы чувствуете, что в связи с
болезненным состоянием или утомлением время реакции у вас увеличилось,
то допустимая скорость на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием не
должна превышать 40...50 км/ч. В данном случае только эта скорость (и
ниже) будет соответствовать условиям безопасности движения.