Раздел I. Опыт - основа безопасного управления автомобилем
Глава 1. Когда подводит автомобиль
Уроки жизни
Обрыв тяги в приводе рулевого управления
Обрыв может быть либо у продольной рулевой тяги, либо у одной из
поперечных рулевых тяг.
Рассмотрим вначале самый опасный случай - обрыв продольной рулевой тяги.
Он опасен потому, что оба колеса (соединенные вместе поперечными тягами)
мгновенно теряют связь с рулевым колесом. Поэтому, если почувствуете,
что рулевое колесо не оказывает сопротивления при повороте и его
вращение не влияет на изменение траектории движения автомобиля, это -
критическая ситуация. Правда, аналогичный случай происходит и при
движении по льду, но это часто менее страшно, чем неуправляемые колеса.
Если бы они были неуправляемыми, но хотя бы оставались в одном и том же
положении, фиксировались, то опасность была бы невелика. Нажать на
тормоз и все.
Действительно, первое желание у некоторых водителей - нажать на
педаль тормоза. Не спешите! Неуправляемые колеса могут в одно мгновение
встать до предела направо или налево. И в том, и в другом случае
происходит либо опрокидывание, либо удар о предметы обустройства дороги,
либо столкновение автомобилей. Поэтому как только рулевое колесо
начинает вращаться очень легко, опытные водители не тормозят сразу, а
сначала "сбрасывают газ", т.е. отпускают немного педаль управления
подачи топлива, если скорость выше 30...40 км/ч. Если же ниже -
тормозят.
Купить очистители для
ультразвуковой очистки бензиновых форсунок
Что же происходит при уменьшении нажатия на педаль управления подачей
топлива, а не нажатия на педаль тормоза? Задние колеса начинают
"отставать" от передних и возникает небольшая стабилизация автомобиля на
дороге. Опытные водители даже на скорости выше 30 км/ч прибавляют "газ",
стараясь резко разогнать автомобиль. При разгоне также происходит
обычная стабилизация автомобиля в прямолинейном направлении, как и при
выходе их закругления, когда специально не надолго отпускают рулевое
колесо, чтобы автомобиль сам пошел по прямой. Как только автомобиль
стабилизировал свое движение, следует сразу же тормозить.
Опытные водители тормозят ступенчато, т.е. несколько раз нажимают на
педаль тормоза до полной остановки. Для неопытных же совет такой: если
уж тормозить в данном случае, то тормозить "намертво" с юзом до полной
остановки. Не отпускайте педаль тормоза до тех пор, пока автомобиль не
остановится. При этом автомобильные колеса не катятся, а скользят, и
автомобиль идет юзом строго в первоначально заданном направлении. Только
не отпускайте педаль тормоза, если не знаете точно, в какую сторону
повернуты колеса.
Если оборвалась одна из поперечных тяг, то первым признаком будет
вначале мгновенное облегчение усилия на рулевом колесе (в момент
обрыва), а затем некоторое увеличение усилия, как при управлении
автомобилем со спущенной шиной переднего колеса. Иногда можно сразу и не
заметить этого. Но при попытке перестроиться из ряда в ряд автомобиль
ведет себя неестественно: поворачивается значительно медленнее, чем
обычно, и вследствие этого траектория его движения совсем не та, какую
вы намечали. Тормозить в таком случае следует как можно более плавно.
Если, выйдя из автомобиля, вы убедитесь, что поперечные тяги в целости и
сохранности, ищите другую причину такого поведения автомобиля (спустила
шина, сломалась или просела рессора, неправильно размещены пассажиры или
груз).