Наука управления автомобилем

Как научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиля

Раздел I. Опыт - основа безопасного управления автомобилем

Глава 3. Дорога требует внимания

Опасные ситуации, возникающие из-за дороги

Опасно - провал с косым уклоном

 На дорогах еще, к сожалению, встречаются поперечные и поперечно-продольные (косые) неровности. Первые вызывают у автомобиля только тряску, а вторые и "рыскание". Когда автомобиль делает такое непроизвольное движение, водитель стремится удержать его на прямолинейной траектории, мгновенно поворачивая рулевое колесо. Это сложное испытание для водителя, так как автомобиль тянет к обочине, а его управляемые колеса - от нее.

До определенного момента, пока силовое замыкание в зоне контакта шины с дорогой является достаточным, автомобиль сворачивает на траекторию, выбранную водителем. Правда, при этом он сначала "дергается", и это "дергание" может стать причиной съезда автомобиля с дороги.

Почему же так происходит? Теория позволяет дать четкий ответ на этот вопрос. Автомобиль при движении в качестве опорной плоскости использует дорогу. Если бы она была идеально плоской, не нужны были бы ни рессоры, ни шины, ни амортизаторы. На такой ровной дороге и от водителя не требовалось бы большого напряжения, чтобы следить за движением автомобиля. Но так как реальная дорога далека от такого совершенства, то все элементы, включая и водителя, работают с полной нагрузкой.

Первый удар при встрече с неровностью дороги воспринимает шина и по мере сил смягчает его. Затем в работу вступает подвеска колес, смягчая то, что не смогла смягчить шина, а амортизатор гасит раскачивание автомобиля при проезде нескольких неровностей подряд. Однако эта система работает устойчиво до определенного предела, до тех пор, пока неровности не превысят предельного значения. Мы рассмотрели плавность хода в вертикальной плоскости. Аналогично система работает и в горизонтальной поперечной плоскости. Но здесь вся нагрузка ложится на шину, которая гасит поперечные колебания автомобиля благодаря своей боковой податливости - эластичности.

Неровности на дороге ямы объезжать или увеличивать скорость тормозить перед ямой

Самый неприятный вариант, который дорога может приподнести, сочетание вертикальной, продольной и поперечной неровностей. Такое сочетание называют косым уклоном без провала и с провалом. Следует заметить, что это подразделение условно, так как многое зависит от скорости движения автомобиля, а не только от геометрии дорожного покрытия.

Вспоминается случай, когда водитель не смог удержать автомобиль на покрытии. То ли скорость была выше, чем обычно, то ли покрытие несколько просело, но во всяком случае при проезде косого уклона с провалом передние колеса оторвались от полотна дороги и автомобиль стал неуправляем и рванулся вправо. Водитель же, как обычно, повернул рулевое колесо влево, стараясь "выправить" автомобиль. И вот вместо того, чтобы плавно изменить траекторию движения, как это должно было бы происходить при катящихся управляемых колесах, автомобиль приземлился на повернутые колеса. Сила инерции оказалась больше тяговой силы, действующей в зоне силового замыкания шин с дорогой, и автомобиль пошел по ее направлению. Испуганный водитель с огромным трудом удержал его на обочине, не дав свалиться в кювет.

Купить жидкий силикон для смазки

Хуже всего водителю в момент отрыва колес от полотна дороги, т.е. нахождения его во "взвешенном" состоянии. И глаза, и руки в этот момент не ощущают направления непроизвольного движения автомобиля, и водитель не может определить, в какую сторону надо поворачивать рулевое колесо. И только искусство водителя в сочетании с опытом помогает определить правильное положение автомобиля. Корректировать движение автомобиля необходимо в тот момент, когда появилось частичное силовое замыкание в зоне контакта шин с дорогой. Водитель должен быть готов к этому моменту.

А ведь подобной ситуации можно легко избежать, если действовать немного по-другому. Почувствовав, что автомобиль потянуло в сторону, на какую-то долю секунды дайте ему свободно двигаться. В этом случае он приземлится на колеса, которые установлены прямо по ходу его движения, и вновь обретет полное силовое замыкание шин с дорогой. После этого берите "бразды правления" в свои руки и плавно выводите автомобиль на нужную вам траекторию.

Следует отметить, что все описанное выше происходит в течение 1...2 с и нужен определенный навык, чтобы уловить этот момент и выполнить маневр.

Как выполнять маневры на автомобиле вождение по скольской дороге

Читать сначала

На предыдущую страницу  На главную страницу На следующую страницу