Наука управления автомобилемКак научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиляРаздел II. Каким должен быть водительГлава 5. Условия труда водителя Как уменьшить утомляемость? Сейчас применяется целый ряд мер, уменьшающих
утомляемость (рис. 18). Прежде всего рекомендуется обратить внимание на
правильный режим труда и отдыха, продолжительность рабочего времени.
Наилучший способ предупредить мышечное утомление - сделать перерыв в
работе и расслабить напряженные мышцы. Рекомендуется выйти из автомобиля
и несколько раз интенсивно потянуться. Краткие, но частые перерывы более
эффективны, чем продолжительные, но редкие. Ну, а как быть, если за окном автомобиля хлещет дождь,
или забитая автомобилями дорога делает остановку невозможной? Помогут
несколько простых движений и упражнений. выполняемых на ходу в кабине
почти без изменений рабочей позы. Исследования показали, что в этом
случае наиболее эффективны следующие упражнения: при глубоком дыхании
произвольно напрягать и расслаблять отдельные мышечные группы, главным
образом, спины, брюшного пресса, ног, рук и шеи. Однако, как только
дорожная обстановка позволит, нужно остановиться, выйти из кабины и не
полениться затратить несколько минут на полноценную зарядку. Это намного
облегчит дальнейшую работу водителя.
Рис. 18. Не спи за рулем Особенно быстро утомляется зрение и исчезает способность
различать новые ситуации, если водитель не использует полностью поле
зрения своих глаз, а смотрит на дорогу прямо перед радиатором. Даже при
скорости 15...20 км/ч наиболее правильным будет такое направление
взгляда, при котором зрительные оси обоих глаз пересекаются посередине
дороги на расстоянии не менее 50 м перед автомобилем, а при большей
скорости - еще дальше. Четкое видимое поле зрения при обзорности 30 м
имеет ширину только 1,5 м, при 100-5, при 500 - 16 м, т.е. чем дальше
простирается взгляд, тем шире участок восприятия. Как очистить днище и борта от налета и отложений, купить химию Основное средство для предупреждения переутомления -
полноценный ночной сон и рациональный режим питания. В этом отношении
особое внимание необходимо обратить на режим труда и отдыха водителей
грузовых автомобилей, работающих на междугородных перевозках, так как
они в большинстве случаев лишены необходимых условий для нормального
отдыха. Водителям полезно будет узнать, что по данным статистики
наибольшее число засыпаний - в промежутке между 0 и 5 ч утра со
смещением максимума к часам рассвета, хотя имеется и дневной "всплеск"
между 12 и 15 ч. Это так называемый "послеобеденный сон", вызываемый
тем, что после приема пищи, особенно обильной, резко ухудшается питание
клеток головного мозга. Дремотное состояние может возникнуть не только
от утомления, но и по ряду других причин. К ним можно отнести
биоритмические процессы, а также отрицательное влияние монотонности на
большинство людей. Однообразие предъявляемых стимулов способствует
быстрому истощению нервных клеток, которые заняты их переработкой. В
этом случае сохранению работоспособности водителя способствует
автомобильная дорога, если она красива, рационально вписывается в
ландшафт и обеспечивает последовательную смену впечатлений.
Благоприятное воздействие дорожной обстановки и придорожных видов
активизирует внимание водителя, отдаляет наступление утомления и
предупреждает возникновение заторможенного состояния. На предыдущую страницу На главную страницу На следующую страницу
|
||