Раздел II. Каким должен быть водитель
Глава 5. Условия труда водителя
"Совы" и "жаворонки", характеристик у водителя
очень много
Столько, сколько их у человека, плюс, сколько у симбиоза
"человек-машина" (биомеханический комплекс) и системы человек-среда.
Одной из важнейших характеристик водителя, как оператора механической
системы, является его приспособленность к режиму работы в различное
время суток.
Немногим более половины здоровых психофизиологически людей могут
одинаково безопасно и продуктивно работать и днем, и ночью. При этом
они, как правило, не утомляются сверх нормы. Примерно 10...15 %
относится к "жаворонкам", около 20 % - к "совам".
"Сон за рулем", "Засыпание за рулем днем", "Парагипнотическое
состояние", "Ничего не видящие, но смотрящие открытые глаза" и многие
другие описания причин дорожно-транспортных происшествий взяты нами из
протоколов или объяснений водителей, если они оставались живыми.
Известно, что "отключение водителя от активного управления", как
правило, оканчивается катастрофическими последствиями.

Часто можно услышать при разговоре водителей, что один любит ездить
только ночью, а днем он какой-то вялый. Другой, наоборот, не может
работать ночью, так как у него возникает непреодолимое желание уснуть.
Конечно, современный водитель попадает в те, и в другие условия движения,
но если это не комфортно и не соответствует его биоритму, водитель
больше утомляется, больше нервничает и не получает удовольствия от
управления автомобилем, а иногда попадает в совершенно непонятные ДТП
или в лучшем случае опасные дорожно-транспортные ситуации.
Особенно это важно при таком режиме движения, когда происходит не
разовое изменение суточного ритма движения, а периодическое. При разовом
изменении в режиме Движения водитель должен "собраться", например, для
движения ночью, а так собраться может практически каждый водитель. А вот
во втором случае при дальних перевозках это гораздо сложнее.
Как очистить днище
корпуса алюминиевой лодки, купить эффективную химию для быстрой очистки
бортов катера
При современных скоростях движения и общей массе междугороднего
автопоезда 50...60 т любое, даже небольшое отвлечение водителя,
ослабление внимания и, что более опасно, отключение его от
манипулирования рулевым колесом приводит к гибели людей.
Поэтому на такой автопоезд необходимо сажать одного "жаворонка" и одну
"сову". Один едет днем, а другой ночью.
Каждый человек, еще не став водителем, может определить свои
наивыгоднейшие часы работы или активного отдыха. Спортсмены даже
подбирают часы для того, чтобы показать наивысшие результаты,
-установить рекорд.
