Наука управления автомобилем

Как научиться правильной езде на легковом автомобиле, искусство вождения автомобиля

Раздел II. Каким должен быть водитель

Глава 7. Повышение квалификации водителей

Уровень мастерства

Виды торможения автомобиля, способы торможения

Служебное торможение осуществляется водителем при использовании основной рабочей тормозной системы автомобиля. Такое торможение обычно плавное, оно заранее прогнозируется.

Экстренное торможение выполняется водителем при помощи основной рабочей тормозной системы. В некоторых опасных ситуациях водитель может при умелом использовании стояночной тормозной системы, руления и дросселирования применять экстренное торможение боковым соскальзыванием с заносом или вращением автомобиля. Однако этот способ торможения требует от водителя большого мастерства, так как малейшая ошибка в выполнении этого маневра может привести к опрокидыванию автомобиля или выезду с полотна дороги.

При отказе в работе основной тормозной системы водитель, используя вспомогательную и стояночную тормозные системы, а также естественные и искусственные препятствия, осуществляет аварийное торможение транспортного средства. Аварийное торможение на некоторых марках автомобилей может осуществляться специальной автономной запасной системой. Кроме того, при отказе рабочей тормозной системы для остановки автомобиля водитель может применить упомянутое выше торможение боковым соскальзыванием. Торможение автомобиля рабочей системой может выполняться пятью способами: плавным, резким, ступенчатым, прерывистым и вариативным.

Условия проверки инжектора иномарки

Плавный способ торможения должен являться основным для водителей в его практической деятельности. Применение его гарантирует наименьшие нагрузки на узлы и агрегаты автомобиля, а следовательно, увеличивает срок его эксплуатации. При выполнении торможения этим способом на сухом покрытии водитель плавно и постепенно увеличивает усилие на педаль тормоза, не превышая интенсивность замедления, равную 2 м/с2. На скользком покрытии водитель с соблюдением тех же правил ни в коем случае не должен допустить блокировки колес, что может привести к заносу автомобиля.

Резкий способ торможения используется только для экстренного замедления (частичное торможение) движения автомобиля. Выполняя торможение этим способом, водитель резко прикладывает к педали тормоза максимальное усилие, которое должно привести к блокировке колес.

С наступлением блокировки колес водитель будет вынужден ослабить усилие на педаль тормоза для предотвращения юза и возможного заноса автомобиля, а также для увеличения эффекта торможения. Однако это будет уже другой способ торможения.

Водители, которые применяют резкий способ торможения для полной остановки автомобиля в критических ситуациях, как правило, попадают в дорожно-транспортные происшествия потому, что тормозной путь при юзе заблокированных колес значительно увеличивается. Поэтому необходимо помнить: резкий способ торможения применяется только для экстренного замедления, а не для остановки автомобиля в критической ситуации. Для полной остановки автомобиля в критических ситуациях нужно пользоваться ступенчатым способом торможения.

Заключается ступенчатый способ торможения в том, что водитель, приложив к педали тормоза значительное усилие, быстро увеличивает его, добиваясь кратковременной блокировки колес. В начальный момент блокировки колес водитель, не прекращая торможения, чуть ослабляет усилие на педали тормоза, предотвращая блокировку и возможный занос автомобиля, а затем вновь увеличивает усилие на педали тормоза, добиваясь кратковременной блокировки колес. Цикл усилий повторяется до тех пор, пока автомобиль не будет остановлен. Этот способ торможения, безусловно, может применяться и для экстренного замедления.

Как удалить наросты и ракушки с днища, с днища яхты, гидроцикла, бортов стеклопластикового катера

В практической деятельности водителей широко распространен прерывистый способ торможения, который заключается в том, что водитель периодически выполняет торможение, чередуя его с полным прекращением. Этот способ может применяться как при служебном торможении с применением плавных, постепенно увеличивающихся усилий на педали тормоза (например, выполняя торможение на скользкой дороге или при возникновении юза колес полностью предотвратить торможение, а затем возобновить), так и в случае экстренного или служебного торможения на дороге с неровностями. И, наконец, последний способ торможения - вариативный. Этот способ заключается в том, что водитель изменяет усилия на педали тормоза. Этот способ применяется в случае служебного или экстренного торможения при движении по дороге с чередующимися участками по "сцепным" качествам (например, покрытыми асфальтобетоном, щебенкой, песком, грунтовыми и т.д.).

Как проверть инжектор на автомобиле, диагностика бортового компьютера

Читать сначала

На предыдущую страницу  На главную страницу На следующую страницу